Что такое башенный кран

Башенные краны

что такое башенный кран

Вернуться на страницу «Строительные краны»

Применение башенных кранов в строительстве

Башенные краны широко применяются для механизации высотного строительства на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. Благодаря стреле, закрепленной в верхней части башни, они перемещают грузы по сложным пространственным траекториям, имеют значительное подстреловое пространство, что повышает их технологические возможности. Монтаж и демонтаж кранов выполняют с помощью монтажной лебедки и полиспаста.

Классификация

По конструктивному  строению различают краны с поворотной и неповоротной башней.

По способу установки башенные краны бывают передвижные, стационарные и самоподъемные.

Передвижные краны оборудуют, как правило, рельсово-колесным передвижным оборудованием, повышающим безопасность их использования. На башенных кранах чаще всего применяют многомоторный электропривод.

Стационарные краны не имеют ходового устройства, они устанавливаются на фундаменте вблизи дома.

Самоподъемные краны применяют при возведении зданий и сооружений большой высоты.

Система индексации отечественных башенных кранов буквенная и цифровая. Кроме букв КБ (кран башенный), есть четыре цифровых обозначения и два буквенных. Первая цифра означает соразмерную группу и характеризует грузовой момент крана, две последующие — порядковый номер модели, четвертая цифра после точки — это номер модели крана, который обозначает длину стрелы, высоту подъема и другие параметры. Первая буква означает номер модернизации крана.

Последняя буквенная отметка указывает на климатическое изготовления крана ХЛ — для севера; Т и ТВ — соответственно для сухих и влажных тропиков. Если кран предназначен для умеренного климата, буквенная отметка не ставится. Например, индекс КБ-674.3А означает кран башенный; шестой размерной группы, грузовой момент 300 — 550 т / м; с неповоротной башней (74) третье исполнение после первой модернизации; предназначен для работы в умеренном климате.

Конструктивные схемы кранов

Башенные краны бывают двух типов: краны с поворотной и неповоротной башней. Самые распространенные краны имеют следующие конструктивные схемы:

—  с поворотной башней и нижним расположением опорно-поворотного устройства;

— с неповоротной башней и верхним размещением опорно-поворотного устройства.

Изменение вылета стрелы обеспечивается ее наклоном и перемещением тележки. Схема башенного крана с поворотной башней и основные его параметры приведены на рис.6.1; Q, т, — грузоподъемность, то есть максимальная масса груза, который может поднять кран (кран может поднять наибольший груз при минимальном вылете); L, м — вылет крюка стрелы — это расстояние от центра груза до оси вращения крана; М, т × м, — грузовой момент.

Основными парами башенных кранов являются: грузовой момент, который зависит от высоты подъема и вылета стрелы, скорость всех рабочих перемещений, мощность механизмов, масса крана и параметры крановых путей.

Башенные краны монтируют на крановых путях 15, которые должны соответствовать нормативным документам.. По рельсам крановых путей передвигаются ходовые тележки 14, две из них приводные, а две — неприводные. Механизм перемещения приводных тележек имеет электродвигатель, тормоза с электромагнитным или электрогидравлическим управлением, редуктор и открытую зубчатую передачу. Ходовые тележки устанавливают на вертикальных осях с возможностью вращения для прохождения закруглений рельсового пути.

Рис. 1 — Схема башенного крана с поворотной башней: 1 — поворотная платформа;  2 — противовес; 3,4 — лебедка тележки и грузовая лебедка; 5,6 — соответственно тяговый канат тележки и полиспаст; 7 — консоль; 8 — кабина управления, 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — башня; 12 — опорно-поворотное устройство и механизм поворота; 13 — рама ходового устройства;  14 — ходовая тележка; 15 — крановый шеях, 16 — грузовой канат.

На раме ходового оборудования установлено опорно-поворотное устройство с механизмом поворота 12. Опорно-поворотное устройство кранов с поворотной башней представляет собой специально изготовленный шариковый или роликовый подшипник качения диаметром более 2 м. Этот подшипник воспринимает осевые и радиальные нагрузки в виде перекидного момента.

На опорно-поворотном устройстве установлена ​​поворотная платформа 1, на которой смонтирован противовес 2, лебедка тележки 3, грузовые лебедки 4 и башня 11. В верхней части башни установлена кабина управления 8 и шарнирно закрепленная стрела 9. С противоположной от стрелы стороны башни закреплена консоль с обводными блоками.

Канат 5, выходя из барабана лебедки, проходит через блоки стрелового полиспаста 6, второй конец каната 5 закреплено неподвижно. При намотке каната на барабан, подвижные блоки опускаются и с помощью дополнительных розчальных канатов, на которых они подвешены, поднимают стрелу под углом до 30 °. Так происходит изменение вылета.

Грузовой канат 16 наматываясь на барабан лебедки 4, охватывает обводные блоки на конце стрелы и крюковой подвеске 10 и поднимает груз. Второй конец грузового каната охватывает обводные блоки и закрепляется на барабане лебедки 3. В результате при изменении вылета, высота подвешивания груза не меняется.

Схема башенного крана с неповоротной башней и изменением вылета стрелы с помощью грузовой тележки приведена на рис. 6.2. Такие краны изготавливают преимущественно без ходового устройства и устанавливают на фундаменте 1. Их часто используют в строительстве при возведении высотных зданий и сооружений. Для повышения устойчивости, башню 2 крепят к возводимому зданию, в верхней части башни размещена кабина управления 3.

Рис. 2 — Схема башенного крана с неповоротной башней: 1 — фундамент; 2 — башня; 3 — кабина управления; 4 — механизм поворота; 5 — консоль; 6 — противовес; 7,8 — грузовая и стреловая лебедки; 9 — трос; 10 — стрела; 11 — грузовой канат; 12 — крюковая подвеска; 13 — тележка грузовая; 14 — лебедка перемещения тележки,;15 — грузовой полиспаст

На башне установлен наголовник 9, который соединен с башней с помощью цапфы и размещенных по кругу катков. Цапфа и катки образуют опорно-поворотное устройство. К наголовнику шарнирно прикреплена стрела 10, а с противоположной стороны — консоль 5,  на которую смонтирован противовес 6, стреловая 8 и грузовая 7 лебедки и механизм поворота 4.

По стреле может двигаться грузовая тележка 13. стреловая лебедка 8 предназначена для удержания стрелы. В одних конструкциях башенных кранов стрела удерживается с помощью жестких тяг, в  других стреловая лебедка может наклонять стрелу, что повышает высоту подъема груза. Грузовая тележка крепится на конце стрелы или перемещается по наклонной стреле.

Грузовой канат 11 сматывается с барабана лебедки 7, охватывает обводные блоки, которые установленны на конце стрелы, на грузовой тележке и крюковой подвеске 12. Конец каната закреплен неподвижно у основания стрелы. Блоки грузовой тележки и крюковой подвески, охваченные канатами, образуют грузовой полиспаст 15.

При подъеме груза, канат 11 наматывается на барабан лебедки 7, вылет стрелы при этом не меняется.

Механизм поворота 4 состоит из электродвигателя, тормозов, редуктора и открытой зубчатой ​​передачи. При повороте шестерня передачи катится по неподвижному зубчатому колесу, закрепленному на башне, и обращает наголовник с закрепленными на нем элементами конструкции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где найти номер двигателя ямз

Вылет стрелы изменяется путем перемещения грузовой тележки 13 с помощью лебедки 14. При изменении вылета горизонтальной стрелы, высота подвешивания груза остается постоянной. Конструкции башенных кранов постоянно совершенствуются. На рис.

3 приведены схемы крепления стрел в современных башенных кранах.

Рис. 3 — Схемы крепления стрел в современных башенных кранах: а, б, е, — боковое крепление стрел; в, г — с верхним расположением гуськовых стрел; д — с верхним расположением подъемной стрелы

Монтаж и демонтаж кранов

Кран с поворотной башней и подъемной стрелой демонтируют в такой последовательности: высоту башни уменьшают до минимума; стрелу опускают вертикально вниз, чтобы уменьшить длину стрелы; башню вместе со стрелой переводят в горизонтальное положение и закрепляют на устройстве автомобиля-тягача; демонтируют и отдельно перевозят противовес; домкратом или самоходным краном приподнимают раму ходового оборудования, снизу прикрепляют инвентарную пневмоколесную ось. С объекта на объект кран перевозят как автопоезд. Для монтажа крана на новом объекте следует заранее установить крановый путь. Монтируют кран в обратной последовательности. Монтаж и демонтаж башенных кранов выполняют с помощью их лебедок, полиспастов и одного-двух стреловых самоходных кранов.

Для повышения безопасности труда, башенные краны оснащают автоматическими приборами безопасности. К ним относятся ограничители перемещений крана, угла наклона стрелы, высоты подъема крюковой подвески, перемещения грузовой тележки, поворота крана и грузоподъемности. Все механизмы оснащают нормально замкнутыми тормозами, нэлектрозащитой. Кроме того, краны оборудуют указателями вылета стрелы и грузоподъемности.

На современных башенных кранах устанавливают анемометры, которые подают звуковые и световые сигналы при опасной скорости ветра.

Источник: http://saitinpro.ru/tehnologii-stroitelnogo-proizvodstva/stroitelnye-mashiny-i-oborudovanie/stroitelnye-krany/bashennye-krany/

Что такое башенные краны?

что такое башенный кран
Август 6, 2018

Башенный кран – это основная техника для городского строительства и масштабного ремонта. Из этого текста вы узнаете, из каких элементов состоят и как работают современные краны.

Принцип работы башенного крана

Поворотные строительные краны представляют собой вертикальные башни, наверху которых закреплена стрела. Применяются они на стройплощадках для возведения различных зданий. Нередко техника помогает выгрузить и погрузить объемные предметы – металлоконструкции, части зданий, партии стройматериалов.

В ходе работ башенный кран может перемещаться и поворачиваться, менять высоту и вылет стрелы, чтобы выполнить нужную задачу. Вращается только поворотная часть крана, связанная с неповоротной опорно-поворотным устройством (ОПУ). Грузы поднимаются при помощи лебедки, каната и крюков.

Из чего состоит строительный кран?

1. Башня

Основа любого крана – башня, закрепленная вертикально на опорной части или поворотной платформе. Именно от нее зависит, на какую высоту поднимается груз. Башни делят на поворотные и неповоротные.

Поворотные: поворотное устройство находится внизу, на опорной части или портале. К поворотной части относят платформу с грузовой и стреловой лебедками, механизмом поворота и противовесом, саму башню и стрелу.

Пример: Liebherr 630 EC-H 70 Litronic, КБ 403 и другие.

Неповоротные: опорно-поворотное устройство таких кранов расположено наверху. Сама платформа с установленной на ней башней не вращается. Поворотная часть состоит из стрелы, поворотного оголовка и противовеса.

Пример: Liebherr 132 EC-H8, КБ-573 и другие.

Также башни делят на телескопические и решетчатые. Телескопические состоят из двух секций – внешней опорной и внутренней выдвижной. Внешняя опорная секция крепится к поворотной платформе. Внутри находится выдвижная часть башни.

Решетчатые конструкции цельные, хотя и состоят из небольших секций – поясов и раскосов. Основанием для таких башен служит портал или фундамент – для стационарных приставных кранов, или ходовая рама – для передвижных моделей.

2. Рабочая стрела

По конструкции стрелы кранов делят на три типа: балочные, подъемные и комбинированные, шарнирно-сочлененные.

Подъемные стрелы – самые популярные. У них хорошая маневренность даже на тесных площадках, а краны с такими стрелами легче моделей с балочными или комбинированными вариантами. На конце подъемной стрелы расположены блоки, оснащенные грузовыми канатами, на которых подвешен груз. Подъемные стрелы устанавливают наклонно к горизонту.

Пример: КБ-100, КБ-401 и другие.

Балочные стрелы собираются из двух поясов. По нижним поясам вдоль всей стрелы перемещается тележка. Такие стрелы устанавливают горизонтально или под углом от 30° до 45°.

Пример: КБ-403А, КБ-504, КБ-674А.

Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей: основной и головной. Головную часть называют гуськом. Модели с такими стрелами имеют по две крановые подвески. Их используют для увеличения высоты подъема и вылета крюка.

Пример: КБ402 и БК-1000А.

3. Ходовое устройство

Стационарные приставные краны не имеют ходового устройства. Оно есть только у передвижных моделей. По типу ходового устройства краны делятся на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные.

Рельсовые краны самые популярные. Их устанавливают на ходовые тележки, состоящие из стальных колес. Число колес зависит от нагрузки и составляет от 4 до 32 – чтобы ровнее распределить нагрузку крана.

Автомобильные краны устанавливаются на шасси авто, пневмоколесные – на шасси, гусеничные – на гусеничных тележках. У таких кранов подъемные или балочные стрелы, комбинированные почти не применяются.

4. Устройства безопасности

Все башенные краны с электроприводом оснащены приборами безопасности:

  • ограничитель высоты подъема крюка,
  • ограничители движения моста и тележки,
  • ограничитель грузоподъемности,
  • блокировка дверей кабины,
  • аварийный выключатель,
  • крановая защитная панель,
  • анемометры и сигнальные приборы – для кранов на открытом воздухе.

Характеристики кранов

Грузоподъемность современных кранов достигает 75 тонн, но большинство моделей работает в пределах 5 – 25 тонн. Вылет стрелы при этом может составить от 25 до 40 метров. Есть модели с вылетом до 80 метров. Передвижные краны поднимают груз на высоту до 90 метров, приставные – на высоту до 220 метров.

Скорость подъема грузов зависит от модели и составляет от 2 до 200 метров в минуту. По площадке краны передвигаются относительно медленно – от 10 до 30 метров в минуту.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько бетона в миксере камаз

Источник: http://tpscom.ru/chto-takoe-bashennye-kany

«Башенный кран»

что такое башенный кран

Федеральноеагентство по образованию

РоссийскойФедерации

Санкт-ПетербургскийГосударственный Архитектурно-СтроительныйУниверситет

Дисциплина «Строительныемашины»

Расчетно-пояснительнаязаписка

к курсовому проекту

Выполнила ст. группы 8-П-III

Зарочинцев С.В.

Проверил преподаватель

Тихомиров В.В.

Курсовой проект защищен соценкой:

Санкт-Петербург

2013 Оглавление

Задание на проектирование.

Описание башенного крана ипринцип его работы.

Построение грузовойхарактеристики стрелового крана.

Выбор каната грузоподъемногомеханизма крана.

Выбор двигателя грузоподъемногомеханизма крана.

Описание техники безопасностипри эксплуатации крана.

Заключение.

Список литературы.

Задание на проектирование

Вариант 77.

Расчетные массы конструкциикрана, т:

  • Стрелы Gc 3
  • Башни Gб 6
  • Поворотной платформы Gпл 7
  • Противовеса Gпр 30
  • Неповоротной части крана Gн 25,5

Расстояние от плоскости,проходящей через ось вращения крана,параллельно ребру опрокидывания, доцентра тяжести элементов конструкциикрана, м:

  • Башни Lб 1,8
  • Поворотной платформы Lпл 1,5
  • Противовеса Lпр 5
  • Неповоротной части крана Lнч 0

Расстояние от оси вращениядо корневого шарнира стрелы r,м: 2,4

Расстояние от плоскостиопорного контура до корневого шарнирастрелы hr,м: 19

Расстояние от центров тяжестиотдельных элементов крана до плоскостиопорного контура, м:

  • Башни hб 10
  • Поворотной платформы hпл 1
  • Противовеса hпр 2,5
  • Неповоротной части крана hнч 0,5

Площадь наветренной поверхностиэлементов конструкции крана, м2:

  • Стрелы Fc 4
  • Башни Fб 14
  • Поворотной платформы Fпл 5
  • Противовеса Fп 4
  • Неповоротной части крана Fнч 3
  • Груза Fr 3

Длина стрелы Lстр,м: 33

Высота подъема груза Нгр,м: 43

Максимальная скорость подъемагруза, м/с: 0,3

Кратность грузового полиспастаm, шт.: 4

Количество обводных блоковnбд,шт.: 3

Расстояние от оси вращениякрана до ребра опрокидывания, м:

Описание башенного крана и принцип его работы

Башенный кран – этогрузоподъемная машина со стрелой,закрепленной в верхней части башни,выполняющей работу по перемещению имонтажу конструкции благодаря сочетанию3-х движений, а именно: подъема и опусканиягруза, поворота груза и перемещениясамого крана.

Башенный кран являетсяосновной грузоподъемной машиной ввыполнении монтажных работ в строительстве.Они предназначеныобслуживать территорию строительныхплощадок зданий и сооружений, складов,полигонов, погрузка и разгрузка материаловс транспорта — при выполнениистроительно-монтажных и погрузочно-разгрузочныхработ.

Любой башенный кран состоитиз следующих частей:

-Башня.

-Рабочая стрела.

-Опорная часть.

-Опорно-поворотное устройство.

-Кабина управления.

По виду применения башенныекраны бывают: 1) передвижные по рельсовомупути; 2) стационарные; 3) самоподъемные.

По способу изменения вылетастрелы: 1) с подъемной стрелой; 2) сгоризонтально закрепленной стрелой.

По типу башни: 1) поворотнаяцеликом; 2) поворотная только верхняячасть.

По способу поворота, башнякрана может быть верхнеповоротной (снеповоротной башней и поворотнымоголовком) и нижнеповоротной (с поворотнойплатформой или с поворотной башней).

По способу сборки, башникранов могут выполняться неразбираемыми,разбираемыми на земле (телескопическиеи складывающиеся), подращиваемыми снизуи наращиваемыми сверху.

Работа башенного кранаосуществляетсяпосредством выполнения краном такихрабочих движений, как подъем стрелы,изменение ее вылета, поворот и передвижениекрана на территории строительнойплощадки. Вылет стрелы, в зависимостиот модели и вида крана, регулируетсяпри помощи подъема или спуска стрелы,либо регулировка осуществляется припомощи грузовой тележки, расположеннойвдоль стрелы.

Подъем груза производится спомощью применения грузовой лебедки.Крюковой обоймы и грузового каната. Приэтом поворотная платформа крана можетосуществлять повороты относительнонеповоротной части машины. Движениеповоротной части проводится при помощиспециального поворотного механизма.

Обе части крана (поворотная и неповоротная)соединены между собой опорно-поворотнымустройством. При помощи данного устройствавертикальные и опрокидывающие нагрузки,действующие на поворотную платформукрана, передаются на неповоротную часть.Неповоротная часть является ходовойрамой крана.

Для безопасной работы набашенном кране установлены различныеустройства, следящие за выполнениемработы машины. К ним относятся ограничителиповорота крана, механизма подъема груза,подъема стрелы и передвижения грузовойтележки. Управление всеми рабочимимеханизмами производятся крановщиком,сидящим в кабине управления. Кабинауправления устанавливается в башне вверхней ее части.

К основным параметрам башенныхкрановотносятся:

  • вылет (это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа (крюковой подвески) при установке крана на горизонтальной площадке).

Вылетом крюка определяется зона обслуживания строящегося сооружения,склада.

  • грузоподъемность (характеризуется максимально допустимой массой рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран).

Грузоподъемность кранаменяется в зависимости от вылета крюкаи является главным параметром башенногокрана.

  • грузовой момент (представляет собой произведение грузоподъемности на соответствующий вылет).
  • высота подъема (расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем рабочем положении).
  • глубина опускания (расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении).
  • скорости рабочих движений (скорость подъема, поворота, передвижения крана, передвижения тележки, изменения вылета).
  • задний габарит (наибольший радиус поворотной части крана (поворотной платформы или противовесной консоли) со стороны, противоположной стреле).

От величины заднего габаритау кранов с поворотной башней зависитвыбор величины удаления кранового путиот стены возводимого здания.

  • масса крана (полная масса крана с балластом, противовесом и в полностью заправленном состоянии).
  • мощность крана (суммарная мощность всех электродвигателей, установленных на кране).

Источник: https://studfile.net/preview/2629882/

Устройство башенного крана

С начала своей истории в 1913 году, устройство башенных кранов все время совершенствовалось. Гигантские конструкции, которые помогают строить высокие здания — как они работают? Насколько они устойчивы? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Устойчивость башенного крана

Любой кран работает под действием многих сил, основными из которых являются масса поднимаемого груза и устройства захвата груза. Работа крана также строится с учетом инерции во время разных этапов работы, центробежная сила, а также погодные и осадочные факторы. Конструкция любого башенного крана рассчитана с необходимым запасом равновесия для избежания как падения в сторону груза, так и падения в противоположную сторону — под влиянием собственной массы.

Типы конструкции башенных кранов

По типу башни краны подразделяются на:

  • Краны с поворотной башней. Такой тип кранов подразумевает, что башня, на которой закреплены стрела и противовес, поворачивается вокруг своей оси.
  • Краны с неподвижной башней. При такой конструкции стрела крана и противовес закреплены чуть ниже башни, а сама она остается неподвижной относительно крана.

По типу стрелы:

  • Кран с подъемной стрелой. При такой конструкции есть возможность изменить угол наклона стрелы.
  • Кран с балочной стрелой. Стрела остается неподвижной по горизонтали, а по ней перемещается тележка с механизмом захвата груза.

Как видно из классификации, различные конструктивные решения позволяют наиболее точно подобрать тип крана для строительных работ определенного типа.

Типы кранов по методу установки

Существует несколько типов башенных кранов, которые можно разгруппировать по способу установки:

1. Стационарные краны, также называемые приставными, которые устанавливаются в закрепленной за ними точке и не передвигаются. Обходят другие типы кранов в грузоподъемности и высоте, чаще комплектуются неповоротной башней. Их существенное преимущество в сравнении с передвижными кранами — возможность наращивания башни, то есть увеличение ее высоты по мере роста вовзводимой конструкции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько кубов бетона в миксере камаз

2. Передвижные краны, которые могут быть самоходными, а могут быть перемещены с помощью специального тягача. Чаще всего такие краны дешевле других конструктивных решений, и комплектуются поворотной башней.

Среди плюсов этого типа — сравнительно недолгое время сборки, простота в монтаже и демонтаже, а также транспортировке. Для таких кранов требуется установка подкрановых путей, по которым будет перемещаться конструкция.

Во время установки и эксплуатации путям уделяется значительное внимание, ведь даже маленькая оплошность может привести к негативным последствиям.

Насколько бы сложные задачи перед собой не ставили строители, башенные краны решают их уверенно. Устройство крановых конструкций совершенствуется и развивается, делая их работу стабильнее, безопаснее и точнее. Башенные краны не имеют конкурентов в решении сложных строительных вопросов, и остаются востребованными на всех стройплощадках мира.

Источник: https://www.novokran.ru/articles/ustroystvo-bashennogo-krana/

Машинист башенного крана: кто это?

Строительство высотных домов сегодня не представляет серьезной проблемы. Жилые и офисные здания выше 20 этажей при грамотном проектировании простоят хоть сто лет, хоть двести. Современные жители уже так привыкли к высоткам, заслоняющим небо, что уже не особенно замечают, благодаря чему их стало возможно строить.

Всё дело в башенных кранах, способных доставлять грузы на запредельную высоту. Самые крупные серийные экземпляры способны поднимать до 50 тонн на высоту до 80 метров. И, конечно, чтобы грамотно управлять такой махиной нужны специально обученные люди – крановщики (машинисты башенного крана).

Суть работы машиниста башенного крана

В профессии крановщик не существует универсальных специалистов. Каждый из них работает на определенном типе техники. Кто-то перемещает грузы внутри цеха, работая на мостовом кране, кто-то водит автокран, совмещая функции водителя и оператора погрузки и разгрузки. Ну а кто-то работает на стройке.

Из названия профессии понятно, что машинист башенного крана – это специалист, управляющий механизмом для подъема грузов на большую высоту. Он ответственен за погрузочно-разгрузочные работы на строительстве различных объектов, начиная от промышленных предприятий и заканчивая жилыми домами.

Машинист башенного крана выполняет следующие технологические манипуляции:

  • перемещение крана,

  • поворот его вокруг оси,

  • подъем и опускание груза.

Все операции осуществляются при помощи тумблеров и джойстиков. Машинист при этом находится в специальной кабине на большой высоте, а указания с земли получает по рации.

У такого объекта как башенный кран своя специфика управления, поэтому машинисты не случайно отнесены к отдельной специальности. Во-первых, сказываются масса и габариты груза, который приходится перемещать. Он часто исчисляется десятками тонн и требует особенно бережных манипуляций. Во-вторых, груз (например, балки и плиты перекрытий) надо переместить строго в заданную точку, а на большой высоте это довольно нетривиальная задача.

Кроме того, работа по подъему грузов всегда коллективная и у машиниста башенного крана особенно ответственная роль, на его мастерство полагаются остальные работники. Он должен строжайшим образом соблюдать технику безопасности и четко исполнять все указания.

Специфика профессии предполагает также посменную 12-часовую работу, особенно если стройка идет круглосуточно. В течение всего этого времени машинист не должен терять концентрации.

Следует отметить, что машинист башенного крана – одна из немногих специальностей на стройке, где одинаково успешно работают как женщины, так и мужчины.

Личностные качества машиниста башенного крана

Специалист по подъему грузов должен в первую очередь обладать хорошей реакцией, быть внимательным и уметь сосредотачиваться на цели.

От машиниста башенного крана требуются:

  • стрессоустойчивость;

  • ответственность;

  • дисциплина;

  • усидчивость и терпение;

  • внимательность.

Нелишне заметить, что для работы на большой высоте требуется изрядная доля мужества. Хотя при этом современные краны многократно дублируют системы страховки на случай падения, несчастные случаи всё же случаются.

Где учат на машиниста башенного крана

Стать крановщиком и пойти работать на стройку можно только после получения профильного среднего профессионального образования. Чаще всего обучение происходит в учебных центрах, либо профтехучилищах. В ряде случаев руководство больших предприятий проводит профессиональное переобучение особо перспективных сотрудников, которые желают сменить квалификацию.

Из-за высокой ответственности сроки обучения должны составлять не менее 72 академических часов. В обучение включаются теоретические, а также практические занятия. Стоимость варьируется от 6000 до 12 000 рублей за человека.

Разряды машинистов башенного крана по ЕТКС

В Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих профессий отмечена специализация машинист крана (крановщик). Её получают все специалисты, отучившиеся на крановщика. Право на управление башенным краном имеют крановщики 3 разряда.

Крановщик 4 разряда

Получает право на управление башенными самоходными кранами грузоподъемностью до 15 тонн. Также они имеют право управлять башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 25 тонн.

Крановщик 5 разряда 

Уже может управлять самоходными кранами с грузоподъемностью свыше 25 тонн, а также получает право по транспортировке некоторых габаритных грузов (от 3 до 6 метров).

Крановщик 6 разряда

Имеет право управлять такими же кранами, однако, помимо прочего может быть задействован на перемещении грузов, требующих особо бережного отношения.

Средняя зарплата крановщиков (машинистов башенного крана) в России

Учитывая особую ответственность и квалификацию, зарплата машиниста башенного крана не может быть низкой.

В строительстве это одна из наиболее востребованных и хорошо оплачиваемых вакансий. Тем не менее крановщик редко зарабатывает по твердому тарифу – уровень оплаты труда зависит от количества отработанных смен.

Часто работодатели указывают в объявлениях минимальный оклад. Все остальное – проценты от выполненной работы. Впрочем, для рабочих специальностей это далеко не редкость.

Крановщик может зарабатывать от 40 до 100 тысяч рублей. Многое, разумеется, зависит от уровня квалификации и опыта.

Плюсы и минусы профессии машиниста башенного крана

У профессии крановщика есть ряд неоспоримых плюсов:

  • достойная оплата труда;

  • официальное трудоустройство;

  • льготная пенсия, однако, это распространяется только на женщин;

Однако минусов у профессии крановщика тоже хватает:

  • высокая ответственность, требующая внимательности и собранности;

  • высокие требования к мастерству и квалификации;

  • тяжелые условия труда и возможные последствия для здоровья;

  • большие производственные риски (несчастные случаи и гибель при падении с высоты);

  • посменный график работы также можно отнести к минусам из-за высокой интенсивности.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/mashinist-bashennogo-krana-kto-eto

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СпецАвто
Какой объем в бетономешалке

Закрыть