В каком году выпустили Зил 157

Грузовик ЗИЛ 157: обзор история создания авто ссср, видео, технические характеристики

В каком году выпустили Зил 157

Грузовик ЗИЛ 157 – внедорожник производства СССР. Более 60-ти лет назад на машиностроительном заводе в г. Москва выпустили первый вездеход ЗИЛ-157. Командой конструкторов во главе с А.М.Кригером была усовершенствована модель ЗИС-151. На протяжении примерно 30 лет, с 1958 года, это внедорожник продержался на выпускных конвейерах автостроительных заводов. Да и по сей день он считается самым проходимым.

Его можно встретить как в снегах Крайнего Севера, так и в лесах Алтая. Конечно же, ЗИЛ-157 активно используется в армии. Он как никто другой может справиться с полевыми учениями, благодаря своей проходимости. Но это еще не все его достоинства.

Начало производства

История создания авто СССР имеет сложное начало. В начале 40х годов, когда уже не вызывало сомнений начало Второй мировой войны, конструкторы мировых автозаводов искали решение для усовершенствования армейской техники. СССР не остался в стороне, ведь улучшение обороноспособности было в приоритете.

Тогда благодаря коллективу конструкторов машиностроительного завода им. Горького, под началом А. А. Липгарта произошло событие перевернувшее понятие автостроения. А именно, после всевозможных тестов, они начали выпуск грузовиков с шарнирами равных угловых скоростей, благодаря которым передний мост автотранспорта превращался в ведущий. Так же по теории конструкторов для полноприводных машин должны быть шины с особенными протекторами для всевозможных условий передвижения по местности.

Машины необходимо выпускать с особой развесовкой по осям. Дальнейшие разработки вездеходов прекратились из-за начала войны. Но это не помешало дать старт выпуску грузовика ГАЗ-63, единственный двухосный полноприводный внедорожник с уникальной проходимостью.

Автозавод им. Сталина в довоенные годы начал выпуск двухосных грузовиков ЗИС-32, которые по тем временам, отличались повышенной проходимостью. А в послевоенное время конструкторы завода начали работать над аналогом американского «Studebaker», взяв за основу ЗИС-151.

Так как советский грузовик отлично показал себя во время войны, в том числе, в качестве перевозчика знаменитых пусковых установок «Катюша», то выбор был очевиден. Но к большому разочарованию автомобильных создателей, ЗИС-151 на много уступал своему американскому коллеге. Это подтвердилось во время пробега по бездорожью весной 1949 года.

Так как первоочередные надежды на супер проходимые грузовики возлагала армия, поэтому все ошибки и недочеты нужно было откорректировать в короткие сроки. Так в 1950 году, на базе ЗИС-151 запустилось производство бронетранспортеров БТР-152, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности.

Также был реализован проект по внедрению системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Что позволяло увеличить в разы проходимость грузовика на разных видах местности. Но при снижении давления в шинах, уменьшалась и скорость внедорожника.

Конечно же, при возможности регулировать давление в шинах плюсов было больше.

При уменьшении давления воздуха в шинах:

  • Увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт.
  • Уменьшается глубина колеи.
  • Снижаются затраты энергии на образование колеи.
  • Снижается сопротивление грунта движению колес.

Водитель при помощи централизованной системы мог осуществлять изменения давления в шинах даже во время движения. Данное ноу-хау очень понравилось военным, так как оно порядком увеличивало срок службы автомобиля. Плюс ко всему, при повреждении шины, движение внедорожника можно было не прерывать, так как система подкачки уравновешивала падение в ней давление воздуха.

Краткий обзор основных технических характеристик ЗИЛ-157

В 1958 году, при разработке ЗИЛ-157, эта система регулирования давления в шинах, конечно же, была внедрена. Поэтому размер новой шины изменился на 12.0018. Изначально подача воздуха в шины осуществлялась через трубочки с внешней стороны колеса.

Но по истечении некоторого времени эти трубочки забивались грязью, так как наружные защищающие трубы повреждались о камни, ветки, скалы и т.д. Поэтому конструкторами было принято решение перенести узел подвода воздуха к шине на внутреннюю сторону колеса.

Также конструкторы изменили количество колес, уменьшив их до шести. А запасное колесо, которое раньше крепилось за кабиной на модели ЗИС-151, теперь перекочевало под платформу. Это решение помогло уменьшить длину машины почти на 3,5 метра, а кабину придвинуть почти вплотную к платформе. Что улучшило равномерное распределение массы по всем осям, а общий вес внедорожника уменьшился на 100 кг.

Двигатель и коробка

Большой модернизации подвергся и двигатель вездехода. Для увеличения службы, была усовершенствована подвеска мотора. Чтобы улучшить систему смазки, был добавлен современный масляный насос и сальник коленвала.

Применение алюминиевой головки на шестицилиндровом блоке помогло повысить степень сжатия до 6.2. А добавление нового карбюратора повысило мощность до 104 лошадиных сил при крутящем моменте 334 Н/м. И это все при объеме 5,5л. Также к двигателю был вмонтирован новый радиатор, который охлаждался шестилопастным вентилятором.

На протяжении 30ти-летнего производства, двигатель ЗИЛ-157 неоднократно модернизировался. Так в 1961 году произошла замена 2-дискового сцепления на 1-дисковое, а мощность увеличили до 109 лошадиных сил. В 1978 году отказались от 5-ой повышающей, в коробке передач. Она стала пятиступенчатой с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах.

Раздаточная коробка была создана по двухвальной схеме, с принудительным включением переднего моста. Так же в нее добавились износостойкие шестерни и новые уплотнители.

Мосты

Усовершенствования не обошли стороной и мосты вездехода. Передний мост был дополнен шарнирами с равными угловыми скоростями и теперь мог отключаться водителем. Передача момента к заднему мосту осуществлялась с помощью пром.опоры, закрепленной на среднем мосту. Так же ведущие мосты были модернизированы усиленными кожухами полуосей, новыми ступицами и тормозами. Каждый мост стал иметь свой карданный вал.

Дополнили количество шпилек для крепления колес, их стало 8, а не 6, как было ранее. Через пневматический привод, тормоз стал работать на все колеса.

Важно! С 1958 г. по 1986 г. китайский автозавод FAW выпускал точную копию ЗИЛ-157 под названием Jeifang CA-30.

Водителям – комфорт

Раньше кабина подобных вездеходов напоминала камеру пыток. Но в ЗИЛ-157 она стала усовершенствованной и более комфортной для водителя. При установке укороченных сошек в рулевом управлении, сила отдачи руля на руки во время движения, стала минимальной. Плавности хода добились путем установки современных амортизаторов.

В зимнее время года в кабине шофера стало тепло, благодаря установке водяного радиатора с электромотором и дополнительной системой обдува лобового стекла. Чтобы тепло из кабины быстро не выветривалось, ее дополнили качественными уплотнителями.

Новые сиденья стали регулируемыми с анатомической посадкой, что благоприятно сказывалось на здоровье водителя.

Победитель Гран-при

Доработанная версия ЗИЛ-157 была представлена в 1958 году. После прохождения тест-драйва, автомобиль по достоинству оценило руководство страны. И в этом же году советский внедорожник получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

О «короле бездорожья» узнал весь мир. Началось серийное производство грузовиков на автозаводе им.Лихачева в Москве, а поставки осуществлялись во все уголки планеты.

Главным преимуществом перед конкурентами были проходимость, надежность и простота конструкции. Основное предназначение ЗИЛ-157, была работа на вооруженные силы страны. Но также его активно применяли в лесном хозяйстве, как отличного тягача. Позднее автомобиль начали использовать в сельском хозяйстве и промышленности.

Автомобиль в цифрах

Габаритные размеры:

  • длина – 6,684 м;
  • ширина – 2,315 м;
  • высота – 2,360 м (с тентом – 2,915 м);
  • колесная база – 3,120 м;
  • дорожный просвет – 0,310 м;
  • передняя колея – 1,755 м;
  • задняя колея – 1,755 м;
  • минимальный радиус поворота – 12,000 м.

Размеры платформы:

  • длина – 3,570 м;
  • ширина – 2,090 м;
  • высота с решеткой – 0,926 м.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 5540 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2400 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 3140 кг;
  • полная масса – 10190 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2770 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 7420 кг;
  • грузоподъемность – 2500 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составлял 42 л. Емкость топливного бака – 150+65 л. Автомобиль не был рассчитан на протяженные перевозки. Но, тем не менее, полный бак горючего мог позволить проехать более 500 км.

Динамические характеристики:

  • максимальная скорость – 65 км/час;
  • максимальная глубина преодолеваемого брода – 0,850 м.

На сегодняшний день, ЗИЛ-157 уже давно снят с производства. Но слава о нем жива до сих пор. Иногда его можно встретить в сельской местности, в качестве помощника по хозяйству. Даже, несмотря на свой возраст советский внедорожник, еще может и будет работать на благо хозяина. И до сих пор он привлекает к себе большой интерес. Огромное количество фото и видео с его участием можно найти на просторах интернета.

— история создания

Модельный ряд ЗИЛ.

Источник: https://gruz0perevozki.ru/gruzovik-zil-157.html

Автомобиль ЗиЛ 157 — знаменитый грузовик с полным приводом

В каком году выпустили Зил 157

Брюссель. 1958 год. Международная выставка автомобильной техники. Среди новинок, выставленных для широкого просмотра и оценки экспертов, отмечен грузовик ЗиЛ 157, выпущенный на Московском автомобильном заводе им. Сталина.

Грузовик ЗиЛ 157 с его техническими характеристиками настолько понравился и запомнился, что, претерпев ряд модификаций, впоследствии он отправился покорять иноземное бездорожье и непроходимые леса. До сих пор ЗиЛ 157 работает на лесозаготовках в Финляндии под пристальной заботой благодарных капиталистов.

Экскурс в историю ЗиЛ 157

Этот грузовик не участвовал в войнах с белофиннами, германцами и японцами. Но Красная Армия всегда испытывала большую потребность в универсальном грузовике с повышенной проходимостью. Имеющийся на то время ЗиС 151, перестал удовлетворять требованиям по мощности, скорости и проходимости. Армии нужна была новая, более проходимая и выносливая машина.

Тяжёлый ЗиС с 90, 92 и 95 л/с, со спаренными задними колёсами на одном мосту, страдающим перегревом мотором, потреблением 50-ти (плюс/минус 5) литров на 100 км был отголоском разработок с оглядкой на трофейные и американские технологии. Ещё осенью 1946 года был собран первый прообраз нового ЗиЛ 157 с тремя односкатными мостами. Но тогда победила идея скопировать «Студебекер», что отбросило советских конструкторов минимум на одно десятилетие назад.

Опытный образец ЗиС 151-1, или ЗиЛ 157 образца 1946 года

Но к 1958 году конструкторскому бюро под руководством А.М.Кригера удалось не только убедить руководство страны и армии в превосходстве своего детища над ЗиС 151, но и воплотить отечественные новаторские идеи, ранее оставляемые без внимания.

Предшественник оставил много разработок для нового ЗиЛ 157. Их было, откуда брать. Ведь ещё осенью 1946 года во время испытаний на полигоне шестиколёсный прототип будущего вездехода переиграл американца по всем параметрам. С 1958 по 1978 год ЗиЛ 157 собирали в Москве, а в 1978 году наладили его производство на автомоторном заводе на Урале, где он сходил с конвейера вплоть до 1994 года.

Таблица 1. Характеристики двигателя ЗиЛ 157

Двигатель, тип бензиновый, карбюраторный, четырёхтактный
Блок чугунный
Головка алюминиевая
Расположение цилиндров рядное
Кол-во цилиндров, шт. 6
Расположение клапанов нижнее
Цилиндр, диметр мм 101.6
Поршень, диаметр мм 100 (после модернизации детали поршневой группы установлены с 130-го двигателя)
Ход поршня, мм 114.3
Очерёдность движения цилиндров 1/5/3/6/2/4
Объём, см3 5,38 (5,559 после модернизации)
Мощность, макс., л/с 104 ((после модернизации – 110)

ЗиЛ 157 комплектовался бензиновым мотором, но дизельный двигатель Д245-12С может быть установлен при замене задних опор двигателя на кронштейны от ЗиЛ 130/131. Но при всей совместимости дизельного мотора — со штатной коробкой, ЗиЛ 157 получит дополнительную вибрацию.

Таблица 2. Подвеска и мосты ЗиЛ 157

Подвеска передняя полуэллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами
Подвеска задняя балансирная на полуэллиптических рессорах
Мосты, шт. 5 планетарные, с полуосями и дифференциалами (после модернизации усилили кожухи)
Привод карданный
Карданы, шт. 5 (1 – от МКП к раздатке, 2 – к передней оси, 3 – к средней оси, 4,5 – к задней оси через подшипниковый узел)
Клиренс передней оси, м 0.31
Клиренс средней и задней осей, м 0.35
Рулевой механизм червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике
Передаточное число 23.5
Очерёдность движения цилиндров 1/5/3/6/2/4
Объём, см3 5,38 (5,559 после модернизации)
Мощность, макс., л/с 104 (после модернизации – 110)

Ещё по теме:   Jeep FC tour

Таблица 3. Общие характеристики ЗиЛ 157

Система смазки центробежный фильтр
Карбюратор К-88АЖ (после модернизации появилась обновлённая головка)
Система зажигания контактно-транзисторная
Катушка зажигания Б-114
Прерыватель-распределитель Р 21-10 (установлен вместо обычного трамблёра после модернизации)
Свеча А-10
Генератор Малогабаритный 17.3701
Стартер СТ 230-4 (высоко оборотистый, повышенной мощности)
Аккумулятор 6 СТ-90
Марка бензина А-66 (после модернизации А-72)
Расход топлива, макс., на 100 км, л 42 (для 36-41 км/ч – 38,5 л, после модернизации за счёт замкнутой вентиляции картера, улучшенных уплотнений помпы, маслонасоса и коленчатого вала)
Пробег на основном баке, км 510
Заправочный бак, л 150 (после модернизации добавлен ещё 1 на 65л)
Радиатор трубчатый, крыльчатка с 6-ю лопастями
Жидкость охлаждения антифриз
Тормоза барабанные, пневматические (торможение плавное, остановка без рывков)
Тормозной путь, м 29 (для движения 50 км/ч)
Уклон движения, макс. 28 градусов
Глубина брода, м 0.65

Таблица 4. Грузоподъёмность ЗиЛ 157

Вес, кг 5540
Нагрузка на передние колёса, кг 2140
Нагрузка на средние и задние колёса, кг 3400
Полный вес, кг 8700
Грузоподъёмность, макс., кг 5000 (по твёрдому покрытию)
3000 (по мягкому грунту)
Масса прицепа, макс., кг 5000 (по твёрдому покрытию)
3600 (по мягкому грунту)
Поворотный радиус, м 11,2-12

Основные усовершенствования двигатель получил после переноса производства на Урал в 1978 году. Последние пять лет даже устанавливался гидроусилитель. Новые ступицы получили 8, а не 6 болтов.

В цельнометаллической кабине ЗиЛ 157 присутствует спартанский комфорт. Двойное пассажирское сиденье, дополнительный радиатор с крыльчаткой для отопления салона и лобового стекла. Управления системами вынесено в кабину и на панель приборов — ножное переключение света фар, амперметр, манометры тормозного пневмопривода и системы смазки, кран давления в шинах, рычаги лебёдки, люка вентиляции, КПП, переднего моста, раздатки, и др.

Модельный ряд ЗиЛ 157

За свою славную биографию автомобиль ЗиЛ 157, которого в народе прозвали «Колун», дважды претерпевал модификацию – в 1961 и в 1978 гг. В результате реализации смелых инженерных идей появился довольно длинный модельный ряд.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой расход топлива у маза

Модели 1958 года:

  • ЗиЛ 157 – основная модель.
  • ЗиЛ 157В –тягач седельный.
  • ЗиЛ 157Г – модель с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения.
  • ЗиЛ 157Е – модель с дополнительным топливным баком.
  • ЗиЛ 157Э – модель для стран участниц Варшавского договора.
  • ЗиЛ 157Ю – модель для тропиков с усовершенствованной системой охлаждения и радиатором большего объёма.

Модели 1961 года:

  • ЗиЛ 157К – модифицированный.
  • ЗиЛ 157КВ – тягач седельный, модифицированный.
  • ЗиЛ 157КГ — модель с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения, а также с дополнительной герметичностью электрического бортового оборудования, модифицированная.

Модели 1978 года:

  • ЗиЛ 157КД — модифицированный.
  • ЗиЛ 157КДВ — тягач седельны, модифицированный.

На службе армии и народного хозяйства

За всё время было собрано 797 934 единицы ЗиЛ 157.

Кем ему только не приходилось быть, какой только груз на нём не приходилось перевозить! На базе основных моделей были выпущены и пожарная машина (с увеличенной кабиной для команды пожарных, баком для четырёх с половиной тонн воды и телескопической лестницей), и автомобиль экстренного электроснабжения, и машина-спасатель для техники (с лебёдкой и мощным бампером для вытягивания любой техники, даже на гусеничном ходу), и передвижные командные пункты, и спецмашины радиоразведки.

Ещё по теме:   Модификации Jeep FC

Модификации ЗиЛ 157

самосвал о выаодлооддддддддддддддддддддддддддддд

Хорошо потрудился ЗиЛ 157 в инженерно-строительных и сапёрных войсках. Его шасси перевозили буровые установки, понтонные переправы и комплекты для наведения мостов.

Зенитные и ракетные комплексы, установки залпового огня тоже устанавливались на его добротные «плечи».

ЗиЛ 157 с системой залпового огня

Тягач седельный ЗиЛ 157 очень широко применялся в народном хозяйстве, особенно на заготовке леса для транспортировки кругляка с участка вырубки, где в принципе нет дорог. Геологи, нефтяники, спасатели, фермеры, лесники, строители, колхозники – это далеко не полный перечень благодарных поклонников ЗиЛ 157.

Конечно, нельзя не упомянуть, что самым распространённым вариантом ЗиЛ 157 была модель с тремя откидывающимися деревянными бортами для перевозки для перевозки грузов и людей. Его борта были собраны из доски 800х200 и крепились кронштейнами к деревянной платформе, что облегчало общую конструкцию.

Все варианты военного и гражданского оборудования на кузове ЗиЛ 157 отличались высокой надёжностью, неприхотливостью и высокой скоростью развёртывания.

Зил 157 для путешествий где угодно в армии и жизни

Новый ЗиЛ 157 требовал специально разработанных шин. Они стали шире, 12,00-18, имели меньше кордовых сдоёв, а с внутренней стороны имелось несколько слоёв мягкой резины. Это давало возможность двигаться на приспущенных колёсах. Впервые применили централизованное управление давлением в колёсах посредством компрессора. Водитель мог управлять процессом из кабины и даже на ходу изменять давление вверх и вниз в зависимости от покрытия дороги.

Максимальное давление в 2,8 кг/см2 позволяло двигаться по твёрдому покрытию при 60 км/ч. При движении по перепаханным полям и девственному лесу давление в шинах снижалось до 2,0 кг/см2, а по песку и по целине после обильных ливней – до 1кг/см2 на максимальной скорости 20 км/ч. Скоростное ограничение 10 км/ч применялось для движения по болотистым и заснеженным местам с давлением 0,5/0,7 кг/см2.

ЗиЛ 157 с внешним расположением системы подкачки шин (до модернизации)

Кроме того, глубокий направленный протектор снижал риск пробуксовки, а компрессор позволял двигаться даже с проколотой по бездорожью шиной. После модернизации в 1961 г. система подкачки перебралась с внешней стороны колёс на внутреннюю, а с 1978 г. ЗиЛ 157 имел максимальное давление в колёсах 3,5 кг/см2 для предельного скоростного движения на 65 км/ч.

За 36 лет, с 1958 по 1994, было выпущено 797 тысяч 934 машины ЗиЛ 157.

Если бы не 109 л/с, что стало недостаточно для новых армейских агрегатов и установок, этот легендарный полноприводный вездеход до сих пор бы выпускался.

Отзывы о ЗиЛ 157

Большинство водителей и владельцев очень тепло отзываются о ЗиЛ 157. Привлекает хорошая поперечная устойчивость и неприхотливость. По проходимости сравним с более современным ГАЗ 66.  В летнее время очень удобно открыть лобовое стекло для проветривания, а также загорать на просторных подножках и крыльях. Легко преодолевает пашню и заливные луга. Цена на ЗиЛ 157 – от 150 000 рублей.

Среди недостатков называют отсутствие гидроусилителя руля. С непривычки очень болят руки. При низких температурах обязательно требуется прогреть двигатель прежде, чем трогаться с места. Иначе непрогретое масло может выдавливать прокладки. Большой расход топлива не всем по карману.

Большинство поклонников старой техники выкупают автомобиль ЗиЛ 157 для восстановления и коллекционирования, а не для постоянной эксплуатации. Из-за возраста и износа деталей и сальников расход топлива увеличивается до70 литров.

Текст-драйв Зил 157

Источник: https://gruzavtoperevozki.ru/zil-157

ЗИЛ-157 – король бездорожья

В каком году выпустили Зил 157

П. Алёшин

Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве свыше 30 лет, и сейчас можно назвать выдающейся. Путь к его созданию был долгим и трудным, однако все, кто работал за рулем этих вездеходов, вспоминают их добрым словом.

Многочисленные версии модели ЗИЛ-157 можно было встретить и на Крайнем Севере, и на стройках Сибири, и на прокладке трубопроводов в Средней Азии, и, конечно, в армиях многих стран мира.

Бесспорно, это была одна из достойных отечественных разработок, и она заслуживает, чтобы о ней помнили.

В конце 1930 годов, когда неизбежность Второй мировой войны не вызывала сомнений, конструкторы европейских заводов, выпускающих армейские машины, ломали голову над тем, как повысить проходимость автомобилей. Их старания не остались незамеченными и в СССР, ведь вопросам повышения обороноспособности уделяли серьезное внимание.

Наибольшие успехи в этом деле были достигнуты на Горьковском автозаводе, где впервые были освоены в производстве шарниры равных угловых скоростей, превращавшие передний мост автомобиля в ведущий.

Заслуга коллектива конструкторов под руководством Андрея Александровича Липгарта состоит и в том, что, испытав различные двухосные и трехосные грузовики, они доказали, что полноприводные машины должны иметь односкатную ошиновку, шины со специальным протектором для различных условий движения по местности, особую развесовку по осям и т. д.

Жаль, что война помешала реализации планов по выпуску семейства вездеходов, а после войны страна получила лишь один двухосный полноприводный грузовик ГАЗ-63, правда, обладавший уникальной проходимостью.

На Московском автозаводе им. Сталина до войны успели выпустить небольшую партию двухосных грузовиков повышенной проходимости ЗИС-32.

В конце 1940 годов конструкторы стремились создать советский «Студебеккер US 6х6», взяв за основу его технические особенности и базируясь на агрегатах нового 4-тонного грузовика ЗИС-150.

Как известно, эти легендарные вездеходы с двускатными задними колесами отлично зарекомендовали себя в боях с фашистами, в том числе и в качестве носителя знаменитых пусковых установок «Катюша».

Трехосный ЗИС-151, к великому огорчению его создателей, оказался много хуже «Студебеккера». Поставленный на производство в апреле 1948-го он через год во время длительного пробега по весеннему бездорожью значительно уступал по проходимости и лендлизовскому прототипу, и вездеходам ГАЗ-63, которым не раз приходилось вытаскивать ЗИСы из грязи и снежного плена.

Тяжелые машины (масса ЗИС-151 превышала массу «Студебеккера» на тонну) с небольшими по размеру колесами и недостаточным дорожным просветом, маломощными двигателями и задними мостами с двускатной ошиновкой в среде испытателей получили прозвище «утюгов», заставлявших водителей снимать вторые скаты и толкать застрявшую машину другим автомобилем, благо конструкция специальных задних бамперов это позволяла.

В воспоминаниях испытателей можно прочесть, что густая жидкая грязь легко залепляла задние колеса, превращая их в четыре бочки, беспомощно вращавшиеся в грязевой массе. Снимать залепленные грязью внешние скаты, отковыривая ломом грязь, было сущим мучением, однако это было необходимо для повышения проходимости.

Двухскатные колеса требовали больше мощности от двигателя, так как они прокладывали дополнительные колеи, в то время как у ГАЗ-63 задние колеса шли точно по колее передних.

Грузовик с советским ноу-хау

Ошибки необходимо было исправить в кратчайшее время, тем более что грузовики ЗИС-151 поступали в армию, а пути решения проблем не выглядели туманными. В 1950 г. началось производство бронетранспортера БТР-152 на базе модифицированных агрегатов ЗИС-151, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности.

На заводе были созданы экспериментальные образцы грузовиков ЗИС-151 с односкатными колесами и единой колеей мостов, развернулась работа по повышению мощности двигателя, увеличению надежности других агрегатов, конструированию лебедок. Но основные надежды, связанные с кардинальным повышением проходимости, возлагались на создаваемую (впервые в мировой практике) систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Шинникам было поручено разработать конструкцию и освоить выпуск специальных шин, допускающих движение автомобиля при временно сниженном давлении воздуха в них. В итоге была разработана шина размером 12.0018 (диапазон давления воздуха 3,00,5 кгс/см2), допускающая возможность работы при переменной величине радиальной деформации до 35% высоты профиля, тогда как у обычных шин радиальная деформация составляет не более 13%.

Шина отличалась повышенной эластичностью, достигнутой за счет увеличения на 25% ширины профиля, сниженным до восьми слоев корда в каркасе и применением специальных прослоек из очень мягкой резины.

При уменьшении давления воздуха в шинах увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт. Вследствие этого уменьшается глубина колеи и соответственно снижаются затраты энергии на образование колеи или снижается сопротивление грунта качению колес. Правда, двигаться при давлении воздуха 0,5 кгс/см2 можно было только на скорости не более 10 км/ч.

Изменение давления в шинах осуществлялось водителем с помощью централизованной системы, позволявшей регулировать и доводить при необходимости давление до нормы во всех шинах во время движения машины. Применение подобной системы особенно понравилось военным. Дело в том, что с этой системой живучесть автомобиля была выше. Движение грузовика можно было продолжить и в случае повреждения отдельной шины, так как система подкачки компенсировала падение в ней давления воздуха.

Испытания новой системы полностью подтвердили теоретические изыскания, и при разработке нового автомобиля ЗИЛ-157, сменившего в 1958 г. на конвейере вездеход ЗИС-151, выбор был сделан в пользу новой шины размером 12.0018. Как следствие, конструкторам пришлось кардинально пересмотреть компоновку вездехода.

Уменьшение числа колес с 10 до 6 позволило избежать установки двух запасных, которые крепились на ЗИС-151 вертикально за кабиной. Данное решение привело к ликвидации за кабиной колесодержателей и дало возможность придвинуть платформу к кабине, а сзади укоротить раму на 250 мм, из-за чего уменьшилась габаритная длина грузовика на 330 мм при прежней величине колесной базы.

Единственному запасному колесу нашлось место под платформой.

Оптимизация компоновки грузовика ЗИЛ-157 улучшила распределение массы по осям, при этом масса машины снизилась на 100 кг.

Сначала на автомобилях применяли систему регулирования давления воздуха в шинах с внешней подводкой воздуха трубочками с шарнирными соединениями, но очень скоро проявились серьезные недостатки этой конструкции.

Во время движения вездехода по бездорожью выступающие наружные трубки повреждались, уплотнение ступицы в узле подвода воздуха оказалось плохо защищенным от грязи, а монтаж и демонтаж колес вызывал большие затруднения.

В результате почти сразу после начала выпуска автомобиля узел подвода воздуха к шине был переработан в пользу подачи воздуха с внутренней стороны колеса.

Модернизация силового агрегата

Опыт эксплуатации автомобилей ЗИС-151 выявил их низкие тяговодинамические качества, особенно при буксировке прицепа, моторы часто перегревались, грузовик расходовал много топлива, имел низкие средние скорости движения на дорогах с твердым покрытием, при этом надежность работы узлов совершенно не устраивала эксплуатационников. Все это необходимо было исправить при создании ЗИЛ-157.

Использование алюминиевой головки блока на рядном нижнеклапанном 6-цилиндровом двигателе рабочим объемом 5,55 л позволило повысить степень сжатия с 6,0 до 6,2, что вместе с установкой нового карбюратора дало повышение мощности с 92 до 104 л.с. при 2600 об/мин и максимального крутящего момента с 304 до 334 Н·м.

Значительному изменению подверглась и система охлаждения, которая получила шестилопастный вентилятор и новый радиатор. В конструкцию мотора были внедрены новый масляный насос, новые уплотнения коленвала, уплотнения водяного насоса, замкнутая система вентиляции картера, была модернизирована подвеска силового агрегата и др., что повысило его эксплуатационные свойства.

Конструктивные мероприятия привели к снижению расхода топлива автомобиля ЗИЛ-157 на 722% в зависимости от дорожных условий.

В процессе производства двигатель автомобиля подвергался модернизации еще дважды. В 1961 г. его мощность увеличили до 109 л.с. (модель ЗИЛ-157К), заменили двухдисковое сцепление на однодисковое, а с 1978 г. грузовик начали выпускать с двигателем, в котором ряд узлов был унифицирован с мотором автомобиля ЗИЛ-130 (эту версию называли ЗИЛ-157КД). Коробка передач с 5 передачами вперед и одной назад была также усилена, причем до 1961 г.

выпускалась с пятой, повышающей передачей, от которой в дальнейшем отказались. Двухступенчатая раздаточная коробка с принудительным включением переднего моста по сравнению с ЗИС-151 выпускалась с износостойкими шестернями и новыми уплотнениями, а карданная передача была спроектирована заново. Передача момента к заднему мосту осуществлялась с помощью промопоры, закрепленной на среднем мосту. Ведущие мосты получили существенно усиленные кожухи полуосей, новые ступицы и тормоза.

Число шпилек крепления колес увеличилось с 6 до 8.

Водителю стало удобнее

Среди замечаний по модели ЗИС-151 были и претензии к кабине: неудобство посадки водителя на нерегулируемом сиденье, отсутствие отопителя, плохая ее пылезащищенность, неудовлетворительная вентиляция воздуха, а также неэффективная работа амортизаторов и большие силы, передаваемые на руки водителя от колес. Все перечисленное затрудняло работу шофера, превращая ее, особенно в зимнее время, в откровенную муку. Оказалось, что устранить недостатки было не так уж и трудно.

В рулевом управлении конструкторы установили укороченные сошки, которые привели к значительному снижению сил ударов, передаваемых рукам, телескопические амортизаторы повысили плавность хода, водяной радиатор с электромотором, установленный в кабине, дополненный системой обдува ветрового стекла, позволил не замерзать зимой, новые сиденья с регулировкой и введение качественных уплотнений в кабине облегчили жизнь водителю.

Жаль только, что в течение 30 лет выпуска машины не удалось снабдить ее гидроусилителем руля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой расход у Зил

Долгожитель-призер

Грузоподъемность вездехода на дорогах с твердым покрытием ограничивалась 4,5 т (с 1978 г. – 5,0 т), на грунтовых дорогах – 2,5 т. Грузовик преодолевал брод глубиной 0,85 м, развивал с полной нагрузкой на шоссе скорость до 65 км/ч, расходовал 42 л топлива на 100 км. При нормальном давлении в шинах (3,03,5 кгс/см2) ЗИЛ-157 выполнял транспортную работу по дорогам с твердым неусовершенствованным покрытием.

При снижении давления до 1,52,0 кгс/см2 легко передвигался по мягкому и рыхлому грунту, а при 0,751,0 кгс/см2 преодолевал песок, размокший грунт и размытые после ливня грунтовые дороги. Давление в шинах 0,50,7 кгс/см2 давало возможность свободно передвигаться по сырому лугу, заболоченной местности, а также успешно преодолевать глубокий снежный покров.

Общая масса буксируемого прицепа при движении по шоссе составляла 3,6 т.

За высокие эксплуатационные параметры автомобиль получил Гранпри на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе. Его экспортировали в десятки стран мира. Серийное производство моделей семейства ЗИЛ-157, куда входил добрый десяток всевозможных исполнений, продолжалось на Московском автозаводе им. Лихачева до 1988 г.

, т. е. в течение долгих лет после выхода в свет более современных машин ЗИЛ-131. В 1978–1994 гг. автомобиль собирали на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск), в то время филиале ЗИЛа. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля ЗИЛ-157 всех модификаций, которые многие называют «королями бездорожья».

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/2537-zil-157-korol-bezdorojya/

ЗИЛ-157

По завершении Второй Мировой войны в СССР активизировалась работа по созданию собственных грузовых автомобилей повышенной проходимости. В 1947 году на вооружение Советской Армии был принят трехосный автомобиль ЗИС-151. Многие технические решения были заимствованы от американских грузовиков. Даже внешне машина напоминала американский «СтудебекерUS6».

К середине 50-х годов ЗИС-151 перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к армейским грузовикам. В частности претензии сводились к повышенному расходу топлива (более 50 литров на 100 км. пробега), и проходимости. Двойные скаты, установленные на задних мостах в условиях бездорожья забивались мягким грунтом, который приходилось постоянно счищать, что сильно замедляло движение.

На смену ЗИС-151 был предложен новый трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157. Первые опытные образцы машины были собраны на Московском заводе им. Лихачева в 1946 году, а серийное производство началось два года спустя. ЗИЛ-157 является настоящим долгожителем отечественной автомобильной промышленности. За время производства было выпущено около 800 тыс.

единиц автомобиля в различных модификациях, как для армии, так и народного хозяйства. Производство 3ИЛ-157 было прекращено только в 1994 году.

Назначение

Основным заказчиком ЗИЛ-157 было министерство обороны, поэтому к проходимости, надежности и возможности эксплуатации в различных климатических зонах предъявлялись особые требования. Автомобиль прекрасно показал себя в качестве транспортного средства для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава.

Оборудованный лебедкой и усиленным бампером он успешно применялся как средство эвакуации техники, как на колесном, так и гусеничном ходу. В гражданской сфере его предполагалось использовать для перевозки грузов в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли, на различных видах производства и строительстве. Причем часть модификаций была выпущена для поставок за границу.

ЗИЛ-157 можно и в наши дни встретить на лесозаготовках в Финляндской республике. Кроме того, вездеходные качества автомобиля по достоинству оценены в охотничьих хозяйствах и на рыбоводческих фермах.

Модификации

В первоначальном, базовом исполнении ЗИЛ-157 производился с1958 по 1961 год. Он имел односкатную ошиновку колес, систему регулировки давления в шинах, диски колес разъемной конструкции, двигатель ЗИС-157 мощностью 104 л.с, и ножной включатель стартера. Также в серийной версии по заказу на удлиненных кронштейнах рамы устанавливалась лебедка, что не отражалась в индексном названии модели.

  • ЗИЛ-157Г оборудовался экранированным и герметизированным электрооборудованием, а отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединялся с корпусом машины.
  • Зил-157Э производился на экспорт, и был предназначен для эксплуатации в странах, расположенных в средних широтах.
  • ЗИЛ-157Ю также производился на экспорт, но для эксплуатации в тропических условиях. На машине отсутствовали отопитель кабины и предпусковой подогреватель двигателя.
  • ЗИЛ-157Б не имел в базовой комплектации системы регулировки давления в шинах.
  • ЗИЛ-157К стал вторым базовым поколением и производился с 1961 по 1978 год. На нем был установлен более мощный двигатель (109 л.с), второе зеркало заднего вида и коробка передач с синхронизатором типа ЗИЛ-131. Также предусматривалась возможность установки лебедки на удлиненных кронштейнах рамы.
  • ЗИЛ-157КГ оборудовался экранированным и герметизированным электрооборудованием и выпускался с 1961 по 1978 год.
  • ЗИЛ-157КД являлся представителем третьего базового поколения. По сути, автомобиль стал модернизированной версией ЗИЛ-157К и выпускался с1978 по 1992 год. Его отличала повышенная грузоподъемность, улучшенные характеристики двигателя, новая бортовая платформа от ЗИЛ-131 и электропуск стартера.

Кроме этого выпускались опытные образцы с отличными от базовых моделей характеристиками. На основной базе ЗИЛ-157 собирались пожарные машины, имеющие увеличенную кабину для перевозки пожарных расчетов, бак для воды и выдвижную пожарную лестницу. Также были созданы машины для резервного электроснабжения, передвижные мастерские и спецмашины для вооруженных сил.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов с 1976 года производилась модификация ЗИЛ-4311 имеющая грузовую платформу транспортного типа с наставными бортами и габаритными огнями на крыше автопоезда. Зил-157В и ЗИЛ-157КДВ использовались в качестве седельных тягачей.

Технические характеристики

ЗИЛ-157 и его модификации наибольшей модернизации подвергался дважды: в 1961 и 1978 годах. Технические параметры базовой модели определяли ЗИЛ-157 как армейский трехосный вездеход с бензиновой силовой установкой. Грузоподъемность машины при движении по шоссе составляет 4500 кг, по грунтовой дороге и пересеченной местности до 2500кг. Максимальная заявленная скорость движения – 65 км/ч. Наружный радиус поворота – 12 метров.

Изначально объем одного топливного бака составлял 150 литров. После модернизации был добавлен еще один бак емкостью 65 литров, что обеспечило запас хода по топливу более 510 км. Автомобиль способен преодолевать подъемы с максимальным углом до 28 градусов, и броды глубиной до 0,65 м. Рулевой механизм червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике.

Гидроусилитель руля устанавливался на некоторые модификации ЗИЛ-157 только в последние пять лет производства на Уральском автомоторном заводе.

Машины первых выпусков комплектовались пятиступенчатой коробкой передач без синхронизаторов. Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством однодискового сухого фрикционного сцепления. Двухступенчатая (1,44:1 и 2,44:1) раздаточная коробка имеет муфту включения переднего моста. Привод задних мостов раздельный, параллельный. Мосты планетарные, с полуосями и дифференциалами. После модернизации мосты получили усиленные кожухи. Количество карданных валов – 5 шт.

Передняя подвеска основана на полиэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска балансирного типа на полуэллиптических рессорах.

Основной тормоз – барабанный, с пневмоприводом на все колеса. Стояночный тормоз – барабанного типа с механическим приводом на трансмиссию.
ЗИЛ-157 имеет кабину, рассчитанную на водителя и двух пассажиров, выполненную целиком из металла. Кузов в базовой комплектации представляет собой деревянодосочную платформу с задним открывающимся бортом. На боковых бортах смонтированы гнезда для установки дуг тента и откидные скамейки.

Особенности и эксплуатация

Военное назначение ЗИЛ-157 определило его спартанский дух. На спаренном пассажирском сидении можно свободно разместить два человека средней комплекции. Органы управления водителя удобно расположены под рукой. Существенным недостатком ЗИЛ-157 специалисты отмечают отсутствие гидроусилителя руля на большинстве модификаций.

От своих предшественников ЗИЛ-157 отличался специально созданными шинами с наличием большего количества мягких внутренних слоев и размерами 12,00-18 дюймов. Революционным для своего времени стала система изменения давления в шинах, позволяющая водителю изменять давление в шинах прямо во время движения.

При максимальном давлении 2,8 кг/см2, автомобиль мог двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч, при снижении до 2,0 кг/см2 – по пашне и в лесу. При движении по песчаной поверхности и по раскисшим дорогам давление можно было снизить до 1,00 кг/см2. При этом можно было двигаться со скоростью до 20 км/ч.

При движении по болотистой местности или снежной целине давление можно было снизить до 0,5 кг/см2, однако скорость движения при этом ограничивалась 10 км/ч. Подкачка шин компрессором позволяла также осуществлять движение даже при пробитой шине, что в условиях военного применения имело огромное значение.

В 1961 году система подкачки была доработана, а после усовершенствований 1978 года верхний предел рабочего давления в шинах стал 3,5 кг/см2, что позволило увеличить максимальную скорость машины до 65 км/ч.

Многие специалисты отмечают высокую надежность всех узлов и деталей, и если бы не маломощная по нынешним меркам силовая установка, ЗИЛ-157 производился бы и в наши дни.

Некоторые энтузиасты устанавливали на ЗИЛ-157 белорусские дизельные моторы Д245-12с с заменой задних опор на кронштейны от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

При технической взаимосовместимости двигателя с коробкой передач ЗИЛ-157, во время работы сильно увеличивается вибрация, приводящая к быстрому выходу из строя деталей и узлов. По этой причине замена моторов на дизельные агрегаты не нашла широкого распространения.

Двигатель

На первые модели ЗИЛ-157 устанавливались карбюраторные, четырехтактные, шестицилиндровые, рядные двигатели жидкостного охлаждения ЗИС-157 объемом 5,55 литра. Двигатель имеет блок цилиндров, выполненный из серого чугуна и головку цилиндров из алюминиевого сплава.

Расположение клапанов – нижнее. Мощность двигателя составляет 104 л. с (76,5 кВт) при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент при оборотах коленчатого вала 1100-1400 об/мин – 34,0 кГс*м (334 Нм).

После проведенной модернизации в 1961 году мощность двигателя была увеличена до 110 л.с.

Для запуска двигателя используется высокооборотистый стартер повышенной мощности СТ-230-4 с использованием 12-ти вольтовой свинцовой стартерной аккумуляторной батареи 6СТ-90. При разряженной АКБ существует возможность запустить двигатель при помощи заводной Г-образной ручки, находящейся в комплекте ЗИП. Изначально мотор рассчитывался под бензин с октановым числом 66ед., а после проведенной модернизации доработан под марку А-72.

При движении автомобиля по шоссе, двигатель потребляет около 40 литров топлива.

Цена

В зависимости от года выпуска цена на ЗИЛ-157 колеблется от 80 до 200 тыс. руб. До настоящего времени на армейских базах хранения сохранились экземпляры, произведенные в начале 60-х годов прошлого века и находящиеся в достаточно хорошем состоянии. Как правило, их покупают под коллекционное восстановление, а в полной комплектации цена за такую модель может доходить до 300 тыс. руб.

Источник: https://gruzato.ru/zil-157.html

Зил-157 — легенда отечественного автопрома — Милитари Блог

Брюссель. 1958 год. Международная выставка автомобильной техники. Среди новинок, выставленных для широкого просмотра и оценки экспертов, отмечен грузовик ЗиЛ 157, выпущенный на Московском автомобильном заводе им. Сталина.

Грузовик ЗиЛ 157 с его техническими характеристиками настолько понравился и запомнился, что, претерпев ряд модификаций, впоследствии он отправился покорять иноземное бездорожье и непроходимые леса. До сих пор ЗиЛ 157 работает на лесозаготовках в Финляндии под пристальной заботой благодарных капиталистов.

Модель выпускалась в нескольких модификациях:

  •  ЗИЛ-157 – стандартная версия;
  •  ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
  •  ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961-го года;
  •  ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961-го года;
  •  ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  •  ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  •  ЗИЛ-157КГ – версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961-ом году;
  •  ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  •  ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
  •  ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978-го года;
  •  ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978-го года.

Габаритные параметры ЗИЛ-157:

  •  длина – 6684 мм;
  •  высота – 2360 мм (2915 мм – модификации с тентом);
  •  ширина – 2315 мм.

Дорожный просвет автомобиля равняется 310 мм, радиус поворота – 11000 мм.

Снаряженная масса грузовика составляет 5540 кг. При этом на заднюю тележку приходится 3140 кг, на переднюю – 2400 кг. Полный вес машины равняется 10190 кг. Несмотря на довольно большую массу, автомобиль может разгоняться до 65 км/час.

Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от дорожного покрытия. Для грунтовых дорог показатель составляет 2500 кг, для дорог с твердым покрытием – 5000 кг. Автомобиль при полной загрузке преодолевает брод глубиной 850 мм.

Расход Топлива

В сравнении с предшественником показатель расхода топлива у ЗИЛ-157 удалось существенно сократить. В зависимости от условий потребление уменьшилось на 7-22%. На 100 км пути автомобилю требуется порядка 40 л топлива. Полный бак (150 л + 60 л) позволяет модели проехать до 510 км.

Устройство

ЗИЛ-157 оборудуется 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Для раздаточной коробки свойственна 2-вальная схема конструкции. Одноступенчатая главная передача оборудована спиральными зубьями.

Мосты автомобиля заметно отличаются от предшественника ЗИС-151. Передний мост дополнен шарнирами «Бендикс-Вейсс» с равными угловыми скоростями. По желанию водитель мог отключить его.

Каждый мост имеет карданный вал, а тормозная система рассчитана на все колеса и дополнена пневматическим приводом.

Кабина ЗИЛ-157 получила ряд усовершенствований, добавляющих комфорта в работе оператора. Благодаря укороченным сопкам сила удара, передающаяся на руль от колес при движении грузовика, заметно сократилась.

Улучшенные амортизаторы добавили автомобилю плавности хода. Конструкторы не забыли о комфорте передвижения в зимнее время. Водяной радиатор с электрическим мотором поддерживал нормальную температуру в салоне машины даже в сильные морозы.

Кабина также оснащалась дополнительной системой обдува стекол.

Водительское кресло, отличающееся удобной посадкой, получило возможность регулировки. За годы производства кабина ЗИЛ-157 претерпела несущественные изменения, сохранив первоначальные характеристики. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию и позволяла свободно разместиться водителю и двум пассажирам. На крыше находился круглый люк.

Полноприводная система и односкатная ошиновка существенно увеличивали проходимость модели. Неслучайно автомобиль долгое время использовался для военных нужд.

ЗИЛ-157 являлся отличной базой для установки различных модификаций кузовов, имеющих стандартное и строго специализированное назначение. Это добавляло модели универсальности и в итоге сделало ее одной из наиболее распространенных в СССР. На шасси грузовика монтировали разнообразные цистерны, ремонтные мастерские, фургоны, снегоуборочное оборудование, лестницы и прочие установки. Наибольшую популярность получили версии с бортовыми кузовами.

По характеристикам ЗИЛ-157 долгое время оставался среди лидеров рынка. Однако современному автомобилестроению они уже не соответствуют. Модель ушла в прошлое, но полностью ее использование не завершилось. В регионах автомобиль продолжают применять. Особенно ценится способность грузовика покорять труднодоступные районы.

Цена нового и б/у

В настоящее время приобрести новый ЗИЛ-157 не представляется возможным. Производство модели завершилось довольно давно. При этом даже на рынке б/у автомобилей предложений с данным грузовиком не так много. Однако они отличаются небольшой ценой. Версии 1980-1985-го года можно приобрести за 50000-80000 рублей. Модели 90-х годов обойдутся в 120000-150000 рублей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит миксер с бетоном

Арендовать ЗИЛ-157 также вряд ли удастся.

Аналоги

В настоящее время аналогов у модели ЗИЛ-157 не так много. К ним с некоторой натяжкой можно отнести грузовые автомобили МАЗ-5243 и ГАЗ-66.

Источник: https://gruzovo.com/zil-157.html

Зил 157

Автомобиль Зил 157 считается первым крупным успехом советских автомобилестроителей. Модель, выпускавшаяся на протяжении почти 30 лет, является символом целой эпохи. Более того, свою нелегкую службу в различных отраслях народного хозяйства автомобиль продолжает нести. Главное достоинство грузовика – проходимость – в настоящее время менее актуальным не стало.

Зил 157 запомнился миру ярким дебютом на Всемирной выставке, проходившей в Брюсселе. Там автомобиль получил Гран-при. Изначально техника предназначалась для нужд Советской Армии, но позднее стала использоваться в сельском хозяйстве и промышленности.

Количество Зил 157 в последнее время на дорогах страны заметно поубавилось, но полностью списывать модель со счетов еще рано. Автомобиль с 3 осями и отменной проходимостью в условиях плохих российских дорог остается очень востребованным.

Зил 157 ведет свою историю с середины прошлого века. В тот период на заводе имени Сталина началась разработка трехосного грузовика с полным приводом, ориентированного на армию. Руководил работами по созданию нового продукта А. М. Кригер.

Прототипом для Зил 157 стала модель ЗИС 151, появившаяся сразу после Великой Отечественной войны. Выявленные недостатки послужили толчком к созданию принципиально нового автомобиля. Потребность армии в универсальном грузовике с большой мощностью и проходимостью ЗИС 151 не удовлетворял. Именно эти параметры и намеревались повысить разработчики.

У базовой модели была укорочена рама, а грузовая платформа сместилась ближе к кабине. Дополнительно были установлены большие колеса с износостойкими покрышками и система многократного спуска-подкачки шин. Новая конструкция мостов с одинаковой колеей положительно сказалась на проходимости, а уменьшение числа колес сделало машину легче и позволило обойтись одной запаской.

В 1958 году руководству страны была представлена окончательная версия Зил 157. Разработчикам удалось показать все преимущества автомобиля над конкурентами. В том же году началось серийное производство грузовика, которое выполнялось на заводе имени Лихачева в Москве. Технические характеристики модели оценили во всем мире. На Всемирной выставке в Брюсселе советская разработка получила Гран-при.

За время выпуска Зил 157 неоднократно модернизировался. Первые изменения произошли в 1961 году. Для автомобиля разработали новую коробку передач, однодисковое сцепление и телескопические амортизаторы. Модернизированную модификацию назвали Зил 157К, седельный тягач на основе данной модели – Зил 157КВ.

В 1977 году выпуск автомобиля был организован на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск). Модель получила новый индекс – Зил 157 КД. Спустя 5 лет производство Зил 157 на предприятии в Москве прекратилось. На Уральском заводе серийный выпуск продолжался до 1991 года. Полностью производство автомобиля завершилось в 1994 году. Последние версии получили новый мотор, унифицированный с агрегатом ЗИЛ 130. В модельном ряду бренда Зил 157 заменили на ЗИЛ 131.

Следует отметить, что в 1958-1986 годах китайское предприятие FAW выпускало грузовик Jeifang CA-30, являющийся точной копией Зил 157.

Автомобиль пользовался большим спросом из-за надежности и простоты конструкции. Зил 157 предназначался, главным образом, для вооруженных сил и лесного хозяйства. Однако позднее модель стали использовать в промышленности и сельском хозяйстве.

Автомобиль активно применялся на Алтае, в различных областях Украины, на песках Средней Азии и на Крайнем Севере. Везде он чувствовал себя одинаково уверенно и не подводил в самых трудных ситуациях. Среди машин своего класса у Зил 157 долгое время не было конкурентов.

Седельный тягач Зил 157В имел небольшую популярность и выпускался в малых количествах.

  • Зил 157 – базовая модель;
  • Зил 157В – седельный тягач;
  • Зил 157К – базовая модель, начиная с 1961 года;
  • Зил 157КВ – седельный тягач, начиная с 1961 года;
  • Зил 157Г – модификация с экранированным оборудованием;
  • Зил 157КГ – модификация с экранированным оборудованием, начиная с 1961 года;
  • Зил 157Е – экспортная версия;
  • Зил 157Ю – тропический вариант;
  • Зил 157Е – специальная вариация с 2 топливными баками по 150 л;
  • Зил 157КД – базовая модель, начиная с 1978 года;
  • Зил 157 КДВ – седельный тягач, начиная с 1978 года.

Автомобиль выпускался в различных вариациях, но наибольшее распространение получило армейское исполнение машины – серия БМ. Для инженерных служб была разработана модификация с буровыми установками.

Помимо военного назначения, Зил 157 использовали в строительных и нефтяных компаниях, фермерских и сельских хозяйствах, геологических организациях и других направлениях.

Модель была невероятно востребованной, что объяснялось высокими показателями надежности и качества, а также простотой конструкции.

Габаритные размеры:

  • длина – 6684 мм;
  • ширина – 2315 мм;
  • высота – 2360 мм (с тентом – 2915 мм);
  • колесная база – 3120 мм;
  • дорожный просвет – 310 мм;
  • передняя колея – 1755 мм;
  • задняя колея – 1755 мм;
  • минимальный радиус поворота – 12000 мм.

Размеры платформы:

  • длина – 3570 мм;
  • ширина – 2090 мм;
  • высота с решеткой – 926 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 5540 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2400 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 3140 кг;
  • полная масса – 10190 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2770 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 7420 кг;
  • грузоподъемность – 2500 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составлял 42 л. Емкость топливного бака – 150+65 л. Автомобиль не был рассчитан на протяженные перевозки.

  • максимальная скорость – 65 км/час;
  • максимальная глубина преодолеваемого брода – 850 мм.

Зил 157 получил 4-тактный карбюраторный агрегат, разработанный специально для него. В процессе эксплуатации ЗИС 151 были выявлено множество недостатков: мотор регулярно перегревался, имел большой расход топлива, а тяговые характеристики не позволяли буксировать прицеп с грузом значительной массы. Также двигатель не отличался надежностью. При создании Зил 157 разработчики учли данные минусы и существенно доработали силовую установку.

Агрегат получил головку из алюминиевого сплава, установленную на рядный блок с 6 цилиндрами. Подобная система повысила надежность и производительность. Силовая установка получила новый радиатор с шестилопастным вентилятором, исключающим возможность перегрева.

Также были доработаны схема вентиляции картера замкнутого цикла и уплотнения в водяном насосе. Мотор устанавливался на новой подвеске. Благодаря доработке масляного насоса и сальника коленвала смазочную систему удалось улучшить.

Модернизация позволила сократить потребление горючего на 7-22% при увеличении производительности.

За время производства двигатель дважды улучшали. В 1961 году его мощность увеличили до 109 л.с., а с 1978 года грузовик стали комплектовать мотором, унифицированным по некоторым узлам с агрегатом ЗИЛ 130.

Несмотря на все улучшения, новый двигатель зимой вел себя весьма привередливо, многим водителям приходилось надевать на радиатор кожухи-утеплители.

Характеристики агрегата Зил 157:

  • рабочий объем – 5,56 л;
  • номинальная мощность – 104 (109) л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 343 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • степень сжатия – 6,2;
  • рекомендованный тип топлива – А-66 или А-72.
  • система охлаждения – жидкостная.

ЗИЛ-157 – легенда советского времени

Грузовик ЗИЛ-157, ставший символом эпохи и выпускавшийся на протяжении тридцати лет, ведет свою историю с начала пятидесятых годов прошлого века.

История создания
Колеса повышенной проходимости
Силовая установка
Трансмиссия
Кабина и эргономика
На службе армии
Полные технические характеристики
тест-трайв ЗИЛ-157

Именно тогда на заводе имени Сталина в Москве велись работы по созданию трехосного грузового автомобиля с полным приводом, предназначенного для армии. Главным конструктором проекта был А. М. Кригер.

История появления

Толчком к началу работ над новинкой послужили выявившиеся недостатки основного на тот момент автомобиля подобного класса ЗИС-151. Этот образец и послужил базовой платформой, воплотившей в себе все конструкторские замыслы, которые ранее не находили применения.

ЗИС-151 прародитель ЗИЛ-157

В первую очередь это коснулось применения всех мостов с одинаковой колеей и односкатными колесами, что существенно повысило проходимость машины и привело к сокращению механических потерь. Кроме этого, снижение количества колес позволило обойтись наличием всего одной запаски (располагалась под платформой) и сделать машину легче и компактнее.

Новые колеса

При разработке новой модели от шинной промышленности потребовалось разработать новые шины, которые допускали бы движение автомобиля при пониженном давлении. Задание было выполнено, и появилась шина, обладающая повышенной эластичностью, полученной снижением числа слоев корда, увеличением ширины профиля и использованием внутренних слоев из мягких сортов резины.

Конечно, новые шины при низком давлении имели ограничение по скорости (до 10 км/час) и пониженную износостойкость, но снижение давления на грунт давало ощутимое повышение проходимости автомобиля.

Централизованная система изменения давления в шинах управлялась с водительского места и допускала управление давлением во время движения автомобиля.

Опытный образец ЗИС-Э157 с установленной внешней системой контроля давления шин

Еще одним плюсом данной системы явилось то, что она позволяла продолжать движение грузовика с поврежденной отдельной шиной, компенсируя потери воздуха в ней непрерывной подкачкой. Через некоторое время после запуска ЗИЛ-157 в серийное производство, система подкачки была изменена с внешней схемы на схему с внутренней стороны колеса, тем самым увеличилась надежность автомобиля в целом.

Двигатель ЗИЛ-157

При эксплуатации грузовиков ЗИС-151 проявились недостаточные для буксировки прицепа тяговые характеристики, двигатели страдали перегревом, расход топлива был повышен. Кроме этого мотор не обладал удовлетворяющей потребителей надежностью. Это было учтено при разработке нового автомобиля, и грузовик получил усовершенствованную силовую установку.

Новая головка из алюминиевого сплава, которую установили на рядный шестицилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 литра, позволила увеличить степень сжатия на 0,2 единицы. Установка в комплекте с новой головкой измененного карбюратора позволила получить от обновленного мотора при 2600 оборотов в минуту 104 лошадиные силы и крутящий момент 334 Н/м.

Двигатель ЗИЛ 157

В системе охлаждения появился новый радиатор, воздух через который прогонялся шестилопастным вентилятором, таким образом, проблема перегрева была решена. Система смазки была улучшена путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции.

Кроме этого были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске. Проделанные работы способствовали увеличению надежности автомобиля, и расход топлива ЗИЛ-157 снизился в зависимости от условий движения на 7 – 22%.

За все время выпуска автомобиля, его двигатель модернизировался еще два раза. Так в 1961 году была увеличена до 109 лошадиных сил мощность и установлено однодисковое сцепление взамен двухдискового узла. В 1978 году в серию пошел автомобиль с унифицированным по некоторым агрегатам с двигателем ЗИЛ-130 мотором.

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от зис-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста.

Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Кабина и эргономика

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая. Кроме этого руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес. На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично повысить эргономику кабины и рулевого управления.

По официальным данным машина выпускалась без гидроусилителя, тем не менее, есть очевидцы, которые утверждают, что в середине 80-х годов в войска была отгружена партия машин с установленным усилителем в заводском исполнении.

Для этого, оказалось, достаточно установить радиатор отопителя с крыльчаткой и дополнительным выводом подогретого воздуха на лобовое стекло, сделать качественные уплотнения и снабдить кабину регулируемым сиденьем.

Справа видны рычаги контроля давления шин

Для улучшения работы рулевого управления укоротили сошки и ввели в конструкцию телескопические амортизаторы.

Краткие технические характеристики ЗИЛ-157

Автомобиль мог перевозить до 5 тонн груза по дорогам, имеющим твердое покрытие, и вдвое меньше при езде по грунтовым дорогам.  Полная масса машины достигала 10,23 тонны, а масса прицепа 3,6 т. Длина автомобиля равнялась 6684, ширина 2090 и высота 2360 миллиметров, при этом размер грузовой платформы был 3570х2090 мм.

Колесная база составляла 4225, а клиренс 310 миллиметров. Колея передних колес была 1775 мм, а задних 1750 мм. Автомобиль мог разгоняться до 65 километров в час и расходовать при этом 42 литра бензина на 100 километров (запаса горючего хватало на 510 км).

Глубина преодолеваемого брода составляла 85 сантиметров, а максимальный для движения уклон 28 градусов.

Грузовик на службе в армии

Существовала масса вариантов армейского исполнения машины, предназначенных для разных родов войск. Самыми известными из них можно назвать модификации ЗИЛа для установок залпового огня серии  ”БМ” (БМ -13НМ, БМ-14М и  БМ-24), имевшие между собой несущественные различия.

Инженерные службы снабжались передвижными буровыми установками ПБУ-50 и БГМ, которые использовались войсковыми пунктами водоснабжения для поиска воды и бурения скважин или колодцев глубиной около пятнадцати метров. Кроме того установки использовались и при выполнении других работ по инженерному обеспечению войск. Установки на базе ЗИЛ отличались малым временем приведения в рабочее положение и высокой надежностью.

Кроме буровых установок, инженерно-саперные подразделения снабжались комплектом мостостроительных средств, так же расположенным на шасси ЗИЛ-157, и системой малого автодорожного моста МАРМ. Грузоподъемность такого моста составляла 50 тонн, а располагался он на прицепе, буксируемом седельным тягачом. Помимо этого в распоряжении саперов имелось еще несколько комплектов для наведения мостов и понтонных переправ, транспортировавшихся на ЗИЛе.

БМ-13М (Катюша) на базе ЗИЛ-157

Вообще 157й был очень востребованной у военных машиной и кое-где используется и по наши дни, а сколько их еще стоит на складах Минобороны – трудно сосчитать. Это говорит о том, насколько удачной  и надежной была конструкция машины. Недаром ее считают легендой отечественного автопрома.

Технические характеристики ЗИЛ-157

Источник: http://gredx.ru/history/zil-157-legenda-sovetskogo-vremeni

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СпецАвто
Как сделать экскаватор своими руками

Закрыть