Как произошел камаз

Семён Семёнович Якубов – основатель команды «КАМАЗ-мастер»

Как произошел камаз

Но был один

Константин Комков
Фото автора и из архивов «КАМАЗ-мастер»

Это сегодня бренд «КАМАЗ» ассоциируется с победами на трассах самых сложных внедорожных ралли. Да и легендарный «Дакар» известен у нас благодаря успехам команды «КАМАЗ-мастер», которая 14 раз побеждала на этом марафоне. Кто-то мог мечтать об этом четверть века назад? Вряд ли. Но был один человек, веривший, что так будет.

Юбилеи – удобные точки отсчёта, своеобразные вехи человеческой деятельности. 17 июля поздравления с 70-летием будет принимать Семён Семёнович Якубов. И это хороший повод для того, чтобы оценить его вклад в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта. Об этом красноречиво говорят заслуженные им титулы и награды, но всё же главным своим достижением Якубов считает то, что ему удалось объединить и воспитать людей, преданных своему делу.

Но до этого пареньку, родившемуся в Кургане через два года после окончания Великой Отечественной войны, предстояло сделать самого себя. Выпускник Курганского машиностроительного института, будучи в 1970 году распределённым по специальности инженер-конструктор на Курганский машиностроительный завод, тут же показал характер.

И добился того, что был назначен не в КБ, а в сборочный цех мастером участка, правда, самого большого, где работало человек восемьдесят опытнейших сборщиков. Здесь он стал не просто Мастером, освоив все операции сборки боевой бронированной плавающей гусеничной машины, но и проявив себя организатором. Не случайно уже через шесть месяцев Якубов стал начальником участка, а затем и замначальника цеха испытаний БМП.

Накатался по полигону «досыта», и этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин.

У истоков «камаз-мастера»

Биография Якубова связана с Камским автомобильным заводом, на котором он начал работать в 1976 году, сначала на заводе двигателей, а уже в 1981 году получил первую государственную награду – орден «Знак Почёта» в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО «КАМАЗ».

Потом возглавлял строившийся в Елабуге завод двигателей, а в августе 1987 года стал директором Научно-технического центра «КамАЗа».

Под его руководством было завершено строительство конструкторской и опытно-производственной службы автогиганта, а заодно обеспечены условия для работы этого подразделения.

Здесь же родилась идея испытать продукцию завода на гонках. Не самая простая затея, учитывая, что даже автокросс на грузовиках, когда-то самый массовый спорт в СССР, запрещённый в 1980-е, ещё не вышел из опалы. Попытки добиться успеха на чемпионате Европы на кольце не сулили перспективы. Работая на автосборочном, Якубов ездил на грузовиках модификации «4310» по бездорожью и считал, что они самые удачные среди всех, выпускавшихся на КАМАЗе.

Конечно же выигрывавшему ралли «Директор» сорокалетнему руководителю НТЦ было известно и о том, как стремительно набирала известность на «Дакаре» под управлением иностранных гонщиков отечественная «Лада». А в грузовом зачёте за победу боролись такие марки, как Mercedes, MAN и DAF.

Попробовать силы решили в 1988 году на польском «Ельч-ралли». Дебют оказался успешным: два практически серийных грузовика КамАЗ-4310 с колёсной формулой 6х6 и постоянным приводом на все колёса заняли 2- и 4-е места.

Казалось, можно было штурмовать «Дакар», но из-за трагедии, случившейся в том году с грузовиком DAF Turbotwin (двухмоторный, шесть турбин, 1200 л.с.) команды Яна де Роя, в которой погиб штурман, организаторы запретили класс грузовиков.

И первое знакомство камазовцев с Африкой состоялось в мае 1989 года на ралли Objectif Sud, организованном Жоржем Груаном для грузовиков, 9500-километровый маршрут которого пересекал Францию, Испанию, Марокко, Мавританию, Сенегал, Гвинею-Бисау, Гвинею и Сьерра-Леоне. К этой гонке команда Якубова подготовила за полгода три грузовика: два гоночных и один технического сопровождения.

Это были всё те же серийные автомобили, однако с форсированными до 310 л.с. двигателями КамАЗ-740 за счёт доработки турбокомпрессоров, изменений, внесённых в системы впуска, выпуска и охлаждения. И в соперничестве с асами марафона экипажи КамАЗов показали второй и третий результаты!

Премьерой 12-го по счёту «Дакара», как это зафиксировала летопись марафона, стало появление на старте в Париже 25 декабря 1989 года «советских пилотов за рулём советских грузовиков». Первая попытка закончилась неудачно: из-за поломок сошли с марафонской дистанции все три экипажа.

Анализируя провал, Якубов пришёл к выводу: причина не только в технике, но и в тактике. Бывший в то время генеральным директором Н. И. Бех решение основателя команды продолжать начатое дело не только не оспаривал, но и всячески помогал.

А однажды спросил: «Семён, а ты сам в это веришь?» И заключил: «Тогда запомни, что веришь в это только ты один».

Результат превзошёл ожидания: на 9186-километровой трассе 13-го «Дакара», финишировавшего 17 января 1991 года, два КамАЗ-43101 заняли 2-е и 3-е места, пропустив вперёд только двухосный Perlini. Затем наступила череда неудач и удивительно, как вообще созданная Якубовым команда смогла выжить в лихие 1990-е. Тем более после пожара на заводе двигателей, поставившего КамАЗ на грань банкротства.

И тут сработал ещё один талант Семёна Семёновича, сумевшего найти спонсора в лице объединения «Мастер». На деньги этой частной компании был создан первый двухосный гоночный КамАЗ со среднемоторной компоновкой, а команда смогла продолжить выступления.

Своей страстью Якубов настолько заразил спонсора команды, что тот возродил супермарафон «Париж – Пекин», состоявшийся в 1992 году. И в 1995 году экипажи КамАЗов успешно преодолели 12 тысяч километров до Пекина и заняли первые три места.

К тому времени КамАЗ-49252 приобрёл новые очертания и фирменный стиль, разработанный женой и соратницей Якубова Ольгой Ивановной, впоследствии удостоенный Государственной премии России. Наконец в 1996 году была одержана первая победа на «Дакаре».

Мелочей не бывает

Завершив становление НТЦ, в феврале 1995 года Якубов вплотную занялся командой «КАМАЗ-мастер». И чтобы иметь возможность анализировать каждую мелочь в работе экипажей, занял штурманское место в кабине спортивного грузовика. Тем более навигационный опыт у него уже был. Достаточно вспомнить 1994 год, когда он провёл через минные поля на границе между Марокко и Мавританией техничку на помощь попавшему в аварию экипажу, механиком в котором был Владимир Чагин.

С каждым выступлением команда показывала прогресс, но уверенность по утверждению Якубова, пришла только к 2000 году. К этому времени играющий тренер (не случайно он носит и звание заслуженного тренера России) воспитал целую плеяду непревзойденных по мастерству гонщиков.

Заметим, что пять из своих семи дакаровских побед Чагин одержал, выступая с ним в одном экипаже. Кроме того, Якубов выпестовал уникальную структуру, которая разрабатывает, проектирует и собирает спортивную технику.

Под его руководством был разработан КАМАЗ-4911 EXTREME, не имевший равных по проходимости, манёвренности и динамике, а также началось производство его серийных аналогов многофункционального назначения.

Размах уже не позволял работать в условиях небольшого участка, ютившегося в НТЦ и с трудом вмещавшего три грузовика. В 2004 году Якубов добился разрешения на создание спортивно-технической базы команды. Президент Республики Татарстан идею одобрил, и уже на следующий год развернулась стройка. Руководитель команды участвовал непосредственно в проектировании, искал и находил спонсоров, первым и главным из которых стал банк ВТБ.

По его замыслу, кроме производственного цеха площадью в 2000 м2 центр должен иметь тренажёрный и спортивный залы, бассейн, сауну, оздоровительный комплекс с процедурными кабинетами, комнату релаксации, столовую, конференц-зал.

Многофункциональная спортивно-техническая база, какой до тех пор не было ни одного из конкурентов, была готова к маю 2007 года.

Здесь стало возможным не только совершенствовать спортивные грузовики, в частности КамАЗ-4326, но и создавать технику, использующуюся в горячих точках и не имеющую аналогов.

Кстати, полученные за выполнение такого спецзаказа средства, позволили увенчать спортивный центр залом «Мираж», ставший любимым местом отдыха команды. Дизайнером снова выступила Ольга Якубова, удостоившись за этот проект золотой медали Российской Академии Художеств.

Спортивную карьеру Якубов планировал завершить на «Дакаре» 2010 года, однако после консультации с врачами пришлось отказаться от участия в ралли в качестве штурмана. Сказались травмы, полученные на «Дакаре-2007», когда в условиях нулевой видимости грузовик налетел на груду камней и перевернулся.

Тогда Чагин оказался зажатым в искорёженной кабине, механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но отказался от эвакуации и остался на месте около изувеченного автомобиля.

А утром организовал транспортировку машины в порт и доставку в Россию.

В 2009 году Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шёлковый путь», прошедшего в сентябре по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трёх стран. Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку. За пять лет под руководством Якубова эта гонка стала узнаваемым спортивным брендом.

Одновременно Семён Семёнович продолжал руководить командой, и в 2011 году «КАМАЗ-мастер» стала десятикратным победителем марафона «Дакар», причём с небывалым результатом: экипажи заняли первые четыре места, а Чагин одержал седьмую победу. На этой мажорной ноте он решил завершить карьеру пилота.

На этот раз Якубов не возражал, ведь он уже знал, что сможет доверить руководство командой своему воспитаннику.

Когда экипажи «КАМАЗ-мастер» не занимают первые места – сегодня это сенсация. Четверть века назад всё было наоборот. И то, что было сделано Якубовым за эти годы, можно представить, полистав подшивки отечественных автомобильных изданий тех лет, критически оценивавших шансы челнинских спортивных грузовиков. Действительно, в то время в них верил только один человек.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/12252-semen-semenovich-yakubov-osnovatel-komandy-kamaz-master/

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Пао камаз: как расшифровывается аббревиатура, где находится камский автомобильный завод

Как произошел камаз

Камский автомобильный завод, более известный всему миру как ПАО «КамАЗ»(Публичное Акционерное Общество КамАЗ, именно так звучит расшифровка аббревиатуры) работает уже на протяжении практически сорока лет.

Первыми разработками компании (с 1976 года) стали дизели и дизельные грузовые автомобили, однако компания развивалась и на сегодняшний день она выпускает автобусы, трактора, тепловые мини-электростанции и комплектующие к ним.

часть производственной части располагается в городе Набережные Челны Республики Татарстан, входящей в состав Российской Федерации. На данный момент автозавод входит в состав большой корпорации «Ростех».

Как и любая корпорация, КамАЗ имеет государственный индикационный номер 1650032058 (в сокращении очень часто встречается как ПАО КамАЗ ИНН 1650032058).

Описание и расшифровка ПАО КАМАЗ

В шестидесятых годах прошлого столетия Советский Союз начал нуждаться в увеличении автопарка, машины должны были отличаться большой грузоподъемностью и низким расходом дизельного топлива, ведь имеющиеся на то время грузовые автомобили не соответствовали вышеперечисленным требованиям.

Именно поэтому и было решено построить новые заводы, на конвейерах которых со временем должны были появиться мощные автомобили с меньшим расходом топлива и возможностью перевозки большего количества груза.

Первоначально было запланировано, что первое время, каждый год, на заводах КамАЗ должно было производиться порядка 150 тысяч мощных грузовых авто, а так же 250 тысяч двигателей.
Перед работниками стояла достаточно тяжелая задача, ведь они должны были очень быстро вести свою строительную деятельность.

Причин тому было две: к первой относится катастрофическая нехватка грузовиков, которые могли бы справляться с очень большими грузами; второй же причиной называется постройка самого города, ведь в то время Набережных Челнов еще не существовало.

Началось строительство в 1969 году и в силу вышеперечисленных причин развивалось достаточно стремительно, а уже к концу 70-ого года ремонтные работы прошли стадию укладки фундамента, на котором и должны были располагаться блоки будущего завода.

В 1974 году был произведен самый первый двигатель. Что касается производства первых агрегатов силового плана, которые так же были построены в качестве эксперимента, то случилось это спустя один год, в 1975-ом.
Первый полноценный грузовой автомобиль нового поколения (на то время) был выпущен в далеком 76-ом. 16 февраля на конвейере появилась первая машина нового завода, которая получила название КамАЗ-5320.

В конце того же 1976 года министр автопромышленности Советского Союза подписывает первоначальный указ, в котором говорится о том, что на протяжении следующего года недавно построенный автомобильный завод должен выпустить со своего конвейера пятнадцать тысяч автомобилей, и никак не меньше.

Камаз 5320

Что же касается числа выпущенных мощных грузовиков до конца года, по итогам которого планировалось 15 тысяч, то общее количество сошедших с конвейера грузовиков составило 22 тысячи. Вышеупомянутое достижение не стало единственным знаковым, которое произошло на КамАЗе.

В 79 году с конвейера сошла стотысячная машина, которая помогла стать КамАЗу первым в мировой истории производителем грузовых автомобилей, выпустившим такое большое количество грузовиков в самые короткие сроки.

Спустя десять лет с момента начала производства на заводе, в 1987 году, правление компании решает попробовать себя и в другом направлении развития автомобильной сферы. Свою новую разработку конструктора КамАЗа назвали «Ока».

Сравнить разные модели Камаз помогут наши обзоры, в которых описана основная техническая информация.
В этой статье рассказано, сколько грузов помещается в кузов разных моделей Камаз.

Сравнение моделей Камаза по ширине вы найдете тут.

Обзор цен на Камазы также будет полезен для сравнения и выбора нужной модели.

К 1988 году практически все большие грузы, которые перевозились из одного в другой город СССР, отправлялись автомобилями завода КамАЗ.
Однако, как известно, все хорошее не может продолжаться бесконечно. К несчастью, КамАЗу так же не удалось уйти от беды. 14 апреля 1993 года случилось серьёзное бедствие, вызванное пожаром. Огонь охватил полностью весь корпус завода, на котором разрабатывались и выпускались двигатели.

После пожара от корпуса ничего не осталось, всё находящееся внутри оборудование так же было уничтожено. Становилось понятно, что завод ждут не самые приятные времена, ведь лишь только оборудование стоило огромного количества финансовых средств.

Именно с вышеупомянутой даты завод начал терять мировое величие, которого добился в самые короткие сроки.

Выпускаемая Камским заводом автомобильная техника

На сегодняшний день КамАЗ выпускает большое количество самой разнообразной техники (см. тут), среди которой можно встретить не только силовые тягачи, как это было в начале работы завода, но и многое другое.

Количество разработок автозавода

На данный момент завод может похвастаться следующим количеством разработок(без учета снятых с производства):

  • Бортовые грузовые машины – 10 моделей.
  • Седельные тягачи – 7 моделей. Бесспорно, самой популярной моделью является КамАЗ 5410 с полуприцепом. Еще одна модель тягача – 4308.
  • Магистральный седельный тягач представлен одной разновидностью.
  • Самосвалы – 11 моделей. Как пример, одна из моделей самосвала – 43118.
  • Спортивные – 3 модели. Об одной из них читайте тут. Именно эти автомобили являются участниками различных гонок по бездорожью, самыми популярными из которых из которых являются ралли Париж-Дакар. Стоит отметить, что неоднократно машинам КамАЗ удавалось попасть в тройку призеров, а если этого и не случалось, то они всегда показывали максимум и конкурентоспособность с другими автомобилями.
  • Трактор так же нашел пристанище среди машин компании КамАЗ, правда, представлена такая техника всего одной моделью.
  • Военная тема не прошла мимо этих мощных грузовиков. Если очень захотеть, то можно встретить 2 модели военных разновидностей КамАЗов. Прочитайте про них тут.
  • Так же на данном заводе выпускается двадцать разновидностей шасси.

Получить более подробную информацию о выпускаемой продукции заводов КамАЗ можно на их сайте. Официальный сайт ПАО КамАЗ Kamaz.ru.

Заключение

Машины КамАЗ по сей день пользуются популярностью среди жителей России, Белоруссии и многих других близлежащих стран. Конечно же, такой славы как первые 10-15 лет со дня открытия первого завода нет, а кто знает, чтобы было, если бы не тот самый пожар в 93 году, который вывел из строя целый огромный цех

ПАО КамАЗ – это легендарная компания, сумевшая преодолеть все трудности и пройти нелегкий путь своего становления в самые короткие сроки. На сегодняшний день детища данной корорации можно встретить в каждом уголке страны.

Благодаря современным разработкам выпускаемая техника продолжает конкурировать со многими ведущими мировыми производителями аналогичной техники. Описание новых моделей Камаз вы сможете найти в этой статье.

Источник: https://MachinSpec.com/str/samosval/pao-kamaz.html

История «КамАЗа»: интересные факты

Как произошел камаз

Грузовые автомобили «КамАЗ» — это настоящие хозяева дорог на всей территории бывшего Советского Союза. С их помощью строилась и развивалась огромная и мощная страна. С этими грузовиками знаком каждый – о них знают и дети, и взрослые. И наверное, каждый ребенок мечтал бы водить этот грузовик. История «КамАЗа» — это история огромной страны. И сейчас попробуем ее рассказать.

Хозяин дороги

Как уже было замечено, грузовики «КамАЗ» стали настоящим символом практически всех отечественных и зарубежных дорог.

«КамАЗ» — это нечто несвойственное для отечественного автопрома, ведь грузовики этой марки раньше и сейчас являются серьезными конкурентами не менее мощным импортным аналогам по техническим характеристикам, своей надежности и функциональности, по уникальному дизайну.

Кроме того, эти большегрузные машины сумели сохранить особую индивидуальность. На производстве до сих пор применяют только собственные отечественные разработки (за исключением некоторых моделей).

Советский Союз нуждался в современных грузовиках

История про «КамАЗ» начиналась со строительства завода. В 60-х годах прошлого века СССР начал активно развиваться – на путь развития встали все отрасли. Росла экономика, быстрыми темпами росло строительство жилых домов для всех граждан СССР. Вместе с этим повышались объемы грузоперевозок.

После войны автомобили создавали, но делалось это очень медленно, а существующего парка не хватало. Заводы очень старались, но не могли покрыть дефицит. И вот, высшее руководство в 1969 году принимает решение о необходимости строительства нового автомобильного завода, на котором бы создавались только грузовики.

С этого и началась увлекательная история «КамАЗ’а».

Так, 14 марта ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение о необходимости работ по строительству комплекса заводов, где бы производили большегрузные автомобили. Площадку для строительства нашли в Набережных Челнах, что в Татарской АССР. Кстати, город этот был выбран отнюдь не случайно. Прежде чем выбрать этот небольшой городок на Каме, специалисты изучили более 70 различных вариантов для размещения завода.

Преимущества Набережных Челнов были просто очевидны – дело в том, что географически городок находился практически в самом центре огромного СССР. Также в этом регионе работала одна из самых крупных строительных компаний «КамГЭСэнергострой» — все это давало возможность быстро построить плотину и гидроэлектростанцию, мощность которой составляла более 1,5 млн кВт/ч.

Быстро строились заводские корпуса и жилые дома для будущих работников завода, с которых начнется история «КамАЗа».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит Урал лесовоз

Началось строительство

На строительные работы съехались специалисты и рабочие разных специальностей с каждого уголка СССР, представляющие 70 национальностей. Более чем 2000 различных предприятий, все главные комитеты Госснаба Советского Союза, различные ведомства и министерства выполняли заказы по строительству завода на материалы и необходимое оборудование. Каждый день на строительной площадке трудилось более 100 000 человек.

Будущий завод обеспечивался по тем временам самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. Поставки осуществлялись такими мировыми корпорациями, как «Свинделл-Дреслер», «Тата», «Рено», «Сандвик», «Хитачи» и многие другие. Завод возводился и рождался буквально на голой земле – среди холмистых полей.

Для сглаживания неровности рельефа, строители отсыпали и вывозили миллионы кубических метров почвы. История «КамАЗа» продолжается, и вот 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности СССР Тарасов подписывает указ, в котором завод получает имя – Камский автомобильный завод. В конце сентября назначен генеральный директор Камского завода – это заместитель министра автомобильной промышленности Л. Б.

Васильев. Также в сентябре начинается процесс формирования генеральных директоров в Москве, отдела кадров и снабжения. Уже с ноября на завод приезжает первая группа рабочих-строителей. 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков поднял первый ковш почвы на строительной площадке первого объекта – это была база строительной индустрии. Эту дату принято считать официальной точкой отсчета строительства Камского завода.

Комплекс должен был занять огромную территорию в 22 км2.

Вместе со строительством комплекса в СССР занялись решением бытовых и коммунальных проблем. Благодаря «КамАЗу» сотни тысяч людей смогли выехать из бараков и комнат в коммунальных квартирах, где им приходилось жить.

Завод дал всем этим людям комфортные квартиры, современные школы и детские сады, вузы и другие учебные заведения. Стали появляться культурные, спортивные, досуговые заведения, объекты медицины и многое другое.

Именно благодаря заводу в Прикамье создали мощный научный центр и развили пригородную сельскохозяйственную зону.

Рождение легенды

В середине 60-х годов значительно выросло количество дорог с твердым покрытием – это позволило конструкторам и инженерам раскрыть все преимущества, которые дает грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над мотором.

Бескапотные автомобили существовали еще с 50-х – это позволило использовать длину автомобиля более эффективней, улучшился обзор. Но экономика СССР требовала не просто грузовик, а экономичный и производительный, который бы мог работать в составе автопоездов на дорогах с небольшими осевыми нагрузками.

Также автомобиль должен выдерживать эксплуатацию в любых климатических зонах.

Специалисты Минавтопрома провели исследования и решили, что автомобиль должен работать с грузами весом до 8 т. Также он должен быть подготовлен к буксировке, иметь три оси, обладать кабиной с расположенным под ней дизельным силовым агрегатом. На каждую тонну веса приходилось не менее 8 лошадиных сил.

В 68 году на заводе ЗИЛ должны были разработать целый модельный ряд большегрузных дизельных автомобилей и тягачей и подготовить их к производству на каком-то новом автозаводе. В 69 году выходит приказ на создание новых двигателей мощностью в 200 л. с. Конструкторы приступили к разработкам сразу после того, как закончили с ЗИЛ-133.

За границей покупались различные образцы с капотной и бескапотной компоновкой. Больше всего советским инженерам пришелся по вкусу International 220.

Бескапотная компоновка, удобная кабина, мощный дизельный силовой агрегат, пневмогидравлический усилитель, пятиступенчатая КПП с делителем, современная тормозная система, блокировка межосесового дифференциала – это история автомобиля «КамАЗ».

ЗИЛ-170 – предок современного «КамАЗа»

В мае 69 года появляется первый тестовый образец, прародитель сегодняшнего «КамАЗа» — ЗИЛ-170. Испытания прошли успешно, а затем вышло постановление о строительстве огромного завода. Пока строился производственный комплекс, в конструкторском бюро ЗИЛ также кипела работа – разрабатывались новые современные грузовики. За несколько лет успели создать около 50 различных опытных образцов и их модификаций. В ходе тестов было выявлено много недостатков и проблем.

Затем история машины «КамАЗ» перемещается в Москву, на Дмитровский полигон, где тестировали «Ладу Весту» и все остальные отечественные автомобили. После этого испытания некоторые экземпляры разработки ЗИЛа отправлялись обратно в Ярославль. Тесты на полигоне помогали выявить все недостатки. После того как все проблемы были решены, сборку автомобиля наладили на мощностях «КамАЗ». История создания машины продолжилась.

Грузовики испытывали в суровых областях Союза, на трассе Таллин — Баку, в карьерах Серпухова.

Первый двигатель

В мае 74 года а экспериментальном цехе собрали первый двигатель. Конвейер удалось наладить самостоятельно, но вот технология была временной. Эти моторы устанавливались на первые 5320.

Первенец

История создания автомобиля «КамАЗ» — это победы и поражения, множество расчетов, чертежей и испытаний. И вот, 16 февраля 1976 года с конвейеров завода сошел первый грузовик – «КамАЗ» 5320.

Авторы

Кто создал «КамАЗ»? История помнит инженеров из ЗИЛа. Это Александр Сетранов, Всеволод Вязьмин, Георгий Фест. Также активное участие в разработке принимал дизайнер Лев Самохин. Естественно, это далеко не весь список тех, кто принимал участие в рождении первого большегрузного автомобиля. Самый главный конструктор завода – Владимир Барун.

История развития «КамАЗа»

Уже в 79 году завод стал настоящим лидером среди мировых производителей грузовых автомобилей. Объемы производства составляли более 100 тысяч экземпляров. И это практически единственный случай, когда Советский Союз обогнал западные страны. С этого периода грузовые автомобили «КамАЗ» стали настоящими лидерами в грузоперевозках и строительных работах. Модельный ряд машин включает в себя самосвалы, седельные тягачи, бортовые грузовики.

«КамАЗ»: история моделей

В 76-78-х годах на заводе производили три базовые модели – это грузовой автомобиль 5320 с грузоподъемностью в 8 т, модификация на его базе строительного самосвала 5511 с грузоподъемностью 10 т, седельный тягач 5410, его грузоподъемность составляла 20 т. Далее был разработан десятитонный грузовик 53252 с увеличенной колесной базой.

Затем — самосвал для сельскохозяйственных нужд и седельный тягач, предназначенный для автопоездов – 54112. Его грузоподъемность составляла 33 т. В 81 году в эксплуатацию сдали вторую очередь завода. Наладили выпуск 6-тонной версии 4310. Базовую модель готовили для военных целей и оснастили автомобиль лебедкой.

Также на основе этой модели создали сельскохозяйственный 43105. В начале 80-х годов каждую базовую модель оснащали доработанными моторами мощностью в 220 л. с. и 10-ступенчатой КПП. К середине 80-х завод заработал ритмичнее. И вот в 88 году с конвейера сошел миллионный грузовик.

Эти автомобили были очень популярны, но не могли конкурировать с зарубежными брендами, поэтому было решено начать разработку «КамАЗов» нового поколения.

История создания «КамАЗа» такого начинается в конце 80-х годов. Второе поколение укомплектовывалось новыми отечественными силовыми агрегатами с турбонаддувом. Но также устанавливались и импортные двигатели и комплектующие. Существенно переработали кабины – они стали более комфортными.

Для этого просто подняли крыши и применили некоторые конструкционные доработки. 23 августа 90 года завод «КамАЗ» превратился в акционерное общество, а в 91 году с конвейера сошел двухосный седельный тягач 5425МА с американским мотором Cummins на 325 л. с. и финской кабиной от Sisu.

Кризис

История автомобильного завода «КамАЗ» состоит из побед и поражений. В 90-х вся страна перешла к рыночным отношениям, и в стране стали появляться импортные грузовики. Завод имел серьезные трудности с продажей, и это привело к кризису. Беда не приходит одна – в 93 году случился сильный пожар на заводе по производству двигателей. Он нанес огромный ущерб.

Наши дни

Сегодня кризис позади, и продукция завода снова востребована.
Автомобили используются во всех отраслях строительства и на грузоперевозках. А 15 февраля 2012 года на заводе был выпущен двухмиллионный «КамАЗ». История создания машины для грузоперевозок охватывает большой период времени.

В разработке принимали участие сотни инженеров и конструкторов. И как бы ни ругали эти машины за эргономику, но на то время они были лучшими и оставались таковыми на протяжении многих лет. Сейчас завод активно сотрудничает с ведущими немецкими инженерами от «Мерседес».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько кубов вмещается в камаз

Таким образом, совместными усилиями «КамАЗу» удалось создать новую линейку магистральных тягачей и их модификаций.

Источник: https://FB.ru/article/277501/istoriya-kamaza-interesnyie-faktyi

КАМАЗ: от первого грузовика до поколения K5

В декабре 2019 года группу компаний КАМАЗ, входящую в Госкорпорацию Ростех, ждет большое событие – полувековой юбилей. Но есть еще одна, хоть и не круглая, но не менее важная дата – 16 февраля исполняется 43 года с момента выпуска первого грузовика под маркой КАМАЗ. 

Рождение легенды 

В 1960-е годы в Советском Союзе ощущалась острая нехватка грузовиков, способных нести груз весом более 8 тонн. При этом разработка автомобилей подобного класса уже велась, но в стране не было производства подходящей мощности. В 1969 году правительство приняло решение о строительстве нового завода.

Регионы соперничали за право принять стройку, ведь это означало гигантский приток в область средств и ресурсов на долгие годы. В результате были выбраны Набережные Челны, на тот момент небольшой городок в Республике Татарстан. На выбор города повлияло его расположение в центре европейской части СССР, близость железнодорожных и речных путей.

Важным условием стало наличие рядом с городом уже строящейся Нижнекамской ГЭС. 

Предприятие стало градообразующим. За первые пять лет строительства население Набережных Челнов выросло в шесть раз: с 37 тысяч до 231 тысячи жителей. На ударную комсомольскую стройку съезжались со всего Союза. Кроме самого завода строилось жилье, коммуникации, инфраструктура, больницы, школы и многое другое. 

Это была поистине грандиозная стройка. Более 2000 подрядчиков по всей стране выполняли заказы для строительства завода КАМАЗ. 700 зарубежных компаний предоставили свое оборудование и технологии. Мощности предприятия закладывались из расчета на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. В 1973 году была закончена первая очередь строительства корпусов завода-гиганта. 

«Принимай, Родина, первый КАМАЗ!» 

С таким лозунгом на борту первый серийный грузовик под маркой Камского автомобильного завода с модельным номером 5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. В городе стоял счетчик, который отсчитывал время до выпуска КАМАЗа. Это был настоящий праздник для Набережных Челнов и для всей страны. Сегодня тот первый автомобиль хранится в музее завода. 

КАМАЗ-5320 с минимальными изменениями выпускался до 2001 года, и до сих пор его можно встретить на дорогах России и соседних стран. Кабина КАМАЗ-5320 сегодня может показаться спартанской, но тогда она считалась одной из самых комфортных и безопасных в своем классе. Неприхотливость в обслуживании и доступный ремонт стали визитной карточкой КАМАЗа. К концу 80-х годов страну покрыла сеть фирменных автоцентров, проводивших техобслуживание и поставлявших запчасти для грузовиков.

Спустя чуть более десять лет с момента производства первого автомобиля предприятие в 1988 году отметило юбилей − выпуск миллионного грузовика. По подсчетам специалистов за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все вложенные в него средства. 

В том же 1988 году на заводе была создана гоночная команда «КАМАЗ-мастер», которая взяла на себя миссию проверять надежность грузовиков на международных ралли внедорожников. С тех пор экипажи команды на модернизированных «КАМАЗах» 16 раз становились победителями самого престижного в мире ралли «Дакар», а также три раза первенствовали в Кубке мира по внедорожным ралли. 

Несмотря на непростую ситуацию в 90-е годы, когда заводы бывшего СССР закрывались один за другим, КАМАЗ оставался в строю и выпускал новые модели грузовиков. В 2000-е годы предприятие вышло на мировой уровень, создало совместные производства с партнерами из США, Германии, Индии и других стран. Экспорт техники в 2007 году достиг максимального на тот момент значения − 13 444 единицы в год. 

Не только грузовики 

КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе, дочернем предприятии КАМАЗа, производятся городские автобусы «НЕФАЗ», которые сегодня можно увидеть во многих городах России. 

В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами из Drive Electro. Электробусы превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. Сегодня по Москве курсирует 30 электробусов производства КАМАЗа, и в ближайшее время ожидается поставка нового экотранспорта и зарядных станций. 

Другой перспективный проект, который начали тестировать в 2015 году, – разработка беспилотного автомобиля. Уже в 2016 году КАМАЗ совместно с научным институтом НАМИ презентовал концепцию проекта «Шатл», небольших беспилотных автобусов для города.

Первые беспилотники в рамках проекта прошли тестирование на ограниченных территориях: площадках вузов, наукоградов, выставочных комплексов. Тем временем правительство занимается урегулированием законодательства о беспилотных транспортных средствах.

 

К5 − самая ожидаемая новинка года

К своему 50-летию КАМАЗ готовит уникальный подарок – запуск в серийное производство первого тягача КАМАЗ-54901 из нового семейства K5. Автомобили поколения K5 знаменуют собой выход предприятия в премиум-сегмент. Первый предсерийный тягач уже проходит обкатку и испытания. 

Новая модель отличается усовершенствованной эргономикой, современными узлами и агрегатами. Особенное внимание уделено кабине, которая выполнена по всем последним стандартам безопасности и комфорта. Семейство K5 будет оснащаться рядным 6-цилиндровым двигателем Р6 с мощностью от 380 до 550 л.с. и ресурсом 1,5 млн км, что соответствует лучшим мировым аналогам этого класса. 

Модернизация производства, создание нового модельного ряда, выход на мировые рынки – все это было бы невозможно без инвестиций. В 2018 году в рамках совместного инвестиционного проекта Госкорпорация Ростех выделила КАМАЗу 5,5 млрд рублей. 

К полувековому юбилею КАМАЗ приходит крупнейшим российским производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным трендам. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и разработка беспилотников. КАМАЗ возвращает себе статус градообразующего предприятия, все активнее влияя на социальную сферу Набережных Челнов. Изменения последних лет на КАМАЗе заложили мощную базу для дальнейшего успешного развития предприятия.

Источник: https://rostec.ru/news/kamaz-ot-pervogo-gruzovika-do-pokoleniya-k5/

КамАЗ — история возникновения. Интересное видео

tim в 17.01.2019

На рубеже 60-х годов, когда Советский Союз еще был силой, с которой с военной точки зрения могли тягаться только Сша и Китай, а Брежнев во время встреч с главами государств грозно морщил брови, в СССР было решено укрепить отрасль тяжелого машиностроения. Так появилась марка «КАМАЗ»- гордость советского автопрома.

  • 1 О КамАЗе
  • 2 Интересные факты
  • 3

О КамАЗе

И по сегодняшний день автомобиль успешно применяется в различных отраслях, под него разработано много разнообразного навесного оборудования, что позволяет использовать авто не только для перевозки грузов:

  • краны на базе КАМАЗА — широко применяются в строительстве, позволяют оперативно;
  • бурильные установки на базе КАМАЗА — незаменимые помощники геодезистов;
  • КАМАЗ мультилифт — незаменимый помощник коммунальных служб, почти в каждой комунальной службе вывоз строительного мусора контейнеров обеспечивают именно КАМАЗЫ.

Компания была основана в 1969 году. в центре Татарстана, около 800 км к юго-востоку от Москвы, недалеко от реки Kaма.Завод был расположен рядом с небольшой деревни, около железнодорожной линии, которая поставляла детали, необходимые для производства готовых.

Чтобы снизить затраты на производство возле завода построили гидроэлектростанцию, а для будущих сотрудников были созданы огромные поселки. На строительстве работало более 100 тыс. человек.

Интересные факты

  • 15 февраля 1976 года — первый в истории «КАМАЗ» сошел с конвейера;
  • 29 декабря 1976 года — официальное открытие завода;
  • 1987 году началось производство небольших автомобилей Ока;
  • 25 июня 1990 года правительство приняло решение о создании ОАО «KAMAZ Incorporated», это была первая такого рода компания на территории СССР;
  • 30 августа 1999 года компания имела на счету уже более 1,6 миллиона произведенных автомобилей и автотранспортных средств-грузовых автомобилей, а также более 2 млн. дизельных двигателей;
  • 2007 — Количество произведенных автомобилей превысило 1,8 млн.;

Сегодня компания ОАО «КАМАЗ» состоит из 9 заводов, расположенных вне России, специализирующихся на производстве различных компонентов, являются вторыми в Российской Федерации по объемам производства, и единственными предприятиями в России изготовляющие полный ассортимент грузовых автомобилей различного типа.

«КАМАЗ» имеют свой экипаж в ралли Дакар котрый соревнуеться на специально подготовленном КамАЗе, стоит отметить что соревнуется очень успешно, держа ветку лидерства в своих руках. В 2015 была уже 13 победа КамАЗа в ралли Дакар.

Что может автомобиль который родился в СССР смотрите в видео ниже

А вот так выглядят новые КамАЗы

Источник: https://interteam.com.ua/kamaz-istoriya-vozniknoveniya-interesnoe-video/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СпецАвто